Уникальную операцию по поднятию с 65 — метровой глубины сломанной яхтенной мачты провели члены экипажа яхты «Викинг» у острова Аскольд в Приморье. Федеральное сетевое издание RusNews1 публикует авторский материал пресс-секретаря яхт-клуба «Семь футов»Яны Коноплицкой об этой интересной технической операции, проведенной прямо в открытом море. Опыт приморских яхтсменов может быть полезен дальневосточникам, а также коллегам, бороздящим Черное море.
Работы по поиску и подъему мачты стали уникальными, до этого подобные попытки в Приморском крае не предпринимались. Напомню, что пятого сентября этого года, во время прохождения ночной гонки всероссийской регаты «Кубок залива Петра Великого — Чемпионат России в классе «Конрад 25Р» на яхте «Викинг» сломалась мачта. Экипаж составлял 10 человек, все опытные яхтсмены. В ту памятную ночь шел ливень при штормовом ветре с порывами. У мыса Елагина во время резкого усиления ветра до 13 метров в секунду паруса не выдержали нагрузки, и 18-метровая мачта сломалась. Люди тогда не стали ее спасать, заботясь о том, чтобы инцидент не обернулся для них более серьезными последствиями.
— Главной нашей целью было увеличить шансы на восстановление яхты и приведение ее в полное гоночное состояние. Стоимость самой мачты составляет не так много, как все того, что на неё навешано. Например, хлыст мачты стоит порядка 15 000 $ , еще два паруса не меньшей стоимости. Кроме того, обтекатель, закрутка для стакселя, подъемные механизмы по гроту — все по кругу стоит немалых денег. Поэтому мы и решили предпринять поиски и постараться поднять утерянное оборудование, — рассказал капитан «Викинга» Павел Васильченко.
Определить местонахождение мачты яхтсменам помогли гидрографы-профессионалы из Дальневосточного федерального университета. С помощью гидролокатора бокового обзора они провели обследование указанного участка.
— Мы ориентировались на треки нашего движения, которые зафиксировали во время гонки. Дней пять заняла обработка данных. Специалисты представили нам семь снимков, один из них был наиболее вероятный для местонахождения мачты. И еще были два снимка отдельно лежащих неизвестных объектов, по размерам примерно соответствующим мачте. Тот объект, который гидрографы считали наиболее вероятным, честно говоря, не внушал уверенности, поскольку его длина была порядка 50 метров. Однако, с него мы и решили начать поиски, — продолжил свой рассказ известный яхтсмен.
После того, как были получены координаты, начался подбор специалистов, которые помогли бы поднять и транспортировать мачту на берег. Кстати, уже на следующий день после аварии «викинги» совместно с президентом Федерации парусного спорта Приморского края Михаилом Ермаковым провели переговоры с командой водолазов. Но ответ дайверов для яхтсменов был неутешительным. Работы на 65-метровой глубине обошлись бы дороже, чем стоимость мачты. Тогда стали искать катер со специальным оборудованием – кошкой, которая применяется при ловле краба и осьминога, чтобы протралить дно в указанном гидрологами месте. В городе Подъяпольск нашелся такой катер, на котором имелось все необходимое для подъема, а самое главное на нем была уникальная кошка. Самодельная, сделанная из якорь-цепи, звенья приварены как крючки и заточены. Такая тяжелая, что поднять ее можно только вдвоем.
Первый день экспедиции был неудачным. До темна тралили по дну предполагаемого место, но мачту так и не нашли. Попадался только различный мусор. Поисковики стали снова анализировать представленные картографами снимки. В этот раз решили тралить место, где лежал объект 17 метров в длину и шесть метров в ширину. Также решили усовершенствовать кошку. К ней добавили конструкцию в виде плуга, который бы зарывался в дно. И опять попытки найти мачту оказались безуспешными.
-А потом капитан катера предложил еще раз пройти по старому месту. Именно этим плугом мы зацепили что-то большое, и как потом оказалось — это была наша мачта! И очень удачно зацепили, за два ванта, в самом крепком месте, между первой и второй краспицей. Когда я с борта увидел, что поднимается из воды что-то огромное, я был ошеломлен. Катерщик сказал, что мы счастливчики. Да и мы в это поверили! — опять переживая радость от находки, рассказывал П.Васильченко.
Вместе с тем подъем со дна моря был хлопотным. Когда вытащили конструкцию из воды, мачта встала вертикально, ее верх поравнялся с бортом. Моряки попытались отцепить форштаг, чтобы убрать его вместе со стакселем, потому что дальше с мачтой было невозможно работать, но ничего не получилось.
— Пришлось завести генератор, благо он был на катере, включили «турбинку» и форштаг отпилили. Зацепили низ мачты за лебедку, закрепили и попытались сбросить кошку. Эта процедура заняла еще немало времени. Одному из членов экипажа пришлось нырнуть, зацепить мачту и поднять ее за нижние краспицы, чтобы конструкция не цеплялась за руль. В конце-концов, я думаю, что нам и здесь помогла морская удача, мы смогли-таки затащить мачту на палубу. На кормовой палубе она не уместилась, пришлось положить наискосок. Ее вес составлял порядка пятисот килограммов. Таким манером и дошли до Владивостока, — закончил свой рассказ яхтсмен.
Сейчас главная задача для приморских «викингов» оценить состояние мачты и понять, подлежит ли она ремонту. В Большом Камне есть специалист, с богатым опытом восстановления таких сложных конструкций. Даже если его работа будет безуспешной у славного экипажа останется в наличии два паруса и другое оборудование, которое им вернуло обратно Японское море. Надеемся, что к следующему парусному сезону 42-футовый «Викинг» снова будет участвовать в соревнованиях и обязательно займет призовое место. Название судна, да и связанная с ним любопытная история, к тому обязывает.
Текст и фото Яна Коноплицкая.
Главный редактор федерального сетевого издания RusNews1 В.Репин благодарит автора материала за сотрудничество.