Игорь Викторович Рулев (на фото) — человек крайне интересный. Рожденный в СССР. Кстати, одна из футболок, которую он очень часто любит носить, прямо так и называется. И не случайно, что его любимая марка автомобиля — отечественная «Нива». За рулем этого вишневого внедорожника, (или внедорожницы?) с яркой аэрокартинкой истребителя и надписью «Иду на таран», И.Рулев колесит не только по дорогам Еврейской автономии и Хабаровского края. Почти каждый год, вместе с супругой Светланой, летом или зимой он совершает большой автопробег через всю Россию с Дальнего Востока в Казахстан. Свои путевые заметки, касающиеся эксплуатации любимой «Нивы», да и вообще дорожных размышлений, Игорь Викторович сегодня представляет в рубрике «Вокруг колеса» федерального сетевого издания RusNews1.
ЧТО ТЯНЕТ НАС В ДОРОГУ?
У меня мама живёт в восточном Казахстане и так сложилось, что с 2011 по 2014 годы мы ежегодно ездим к ней из Хабаровска. Первый раз поехали чисто по финансовым соображениям, на самолёте в те времена было гораздо дороже с Дальнего Востока добраться в Казахстан, чем на авто. А затем втянулись, на машине удобней в гостях передвигаться. Хотя такие поездки конечно дело дорогостоящее, вот и мама не может понять, что нам из Хабаровска слетать во Вьетнам или Таиланд намного дешевле, чем съездить в Казахстан. Ездим вдвоём, вместе с супругой, за рулём естественно едем по очереди. Уже привыкли и нам нравится!
ЧТО БЕРЕМ С СОБОЙ?
Штатный инструмент, запасной ремень, свечи и технические жидкости. Ну, вот еще как — то брали дополнительно канистру с бензином. По заправкам, до 2015 года самым проблемным участком был Магдагачи – Чернышевск. В последнюю поездку здесь появились две новые АЗС, но всё равно лучше проходить этот участок с хорошим запасом топлива в бензобаке. Учитывая небольшую ёмкость бака моей «Нивы», нужно заправляться практически на каждой встречной заправке.
О СКОРОСТИ И ДУРАКАХ
О скорости передвижения в дальних путешествиях напомню еще раз пару банальных истин. Время достижения конечного пункта не зависит от скорости движения автомобиля, а зависит от продолжительности остановок. Чем чаще останавливаемся и больше стоим, соответственно, тем медленнее передвигаемся. Никакой скоростью авто продолжительность стоянок не компенсируешь.
Теперь о дорогах. Надо признать состояние наших федеральных трасс с каждым годом становится всё лучше и лучше. Летом много ремонтируемых участков. Но что обидно, так это отремонтированные участки с забытыми дорожными службами ограничительными знаками. Особенно раздражают знаки особых предписаний без зоны действия или отсутствия конца зоны действия. Это те самые знаки на жёлтом фоне по которым, если следовать ПДД, нужно соблюдать ограничение скорости чаще 40 км/ч. Иногда даже 20 км/час, до тех пор пока не кончится дорога до самого Ленинграда (авт.) или Тихого океана. В 2015 году зимой мы ремонтных участков не встречали, но по общению с водителями-дальнобойщиками, ремонт сибирских федеральных трасс уже закончился к концу ноября. Кстати, и откровенно «убитых» участков автодорог зимой на территории России мы не встретили. В 2011 году нам посчастливилось проехать по трассе Хабаровск – Чита примерно через 3 недели, после того, как по ней проехал на «Ладе — калине» В.В. Путин. На тот момент мне показалась, что это лучшая автомобильная дорога в России. Но уже на следующий год эта федералка на многих участках стала проседать и на ней появились «волны». Конечно эту дорогу постоянно ремонтируют. И по моему мнению состояние автодороги «Амур» (Чита – Хабаровск) лучше, чем трассы «Уссури» (Хабаровск – Владивосток).
Теперь о дураках на дорогах. Так же ничего нового не скажу — им надо уступать. Причем всегда! Приходится констатировать — с каждым годом ездить всё сложнее и страшнее. Народ у нас перемещается не по правида дорожного движения, а по понятиям. В обычной жизни на городских улицах Хабаровска у меня иногда кипит мой разум возмущённый и если двигаюсь на Ниве, то балалайку кого пропущу из разряда «самых умных». Но вот в длительной поездке больше работает мозг, а не эмоции. Поэтому я свято соблюдаю правило «Трёх Д» : «Дай дорогу дураку». Для меня же признаками дурака на дороге являются стиль вождения, не применяемые сигналы поворотов и московский номер. Поэтому в пути, мы держимся от них на дистанции. Пущай мчатся до встречи с себе подобными. Отдельно выделяются водители фур ( прошу не путать с малыми и средними развозными грузовиками). Это – профессионалы. Всегда предсказуемы, с правильным светом, моргнут поворотником, чтобы подсказать об обгоне. Хотя и среди них редко, но бывают неадекваты, как правило – это фуры опять же с подмосковными номерами. Как-то под Новосибирском чуть не пересеклись с неким нациком на фуре. Что он рьяно и тщетно пытался нам высказать. Потом дошло, что такова была реакция на государственный номер моей «Нивы» с цифрой «79» — номером Еврейской автономной области. Удивило. Нацист в Сибири явление неслыханное! Ещё из особенностей езды по большим трассам – это обгоны. Любой обгон планируем так же тщательно, как Висло-Одерскую наступательную операцию. Запас под педалью газа отсутствует и поэтому не допускаем риска при обгонах. Иногда приходится двигаться по 15-20 минут за фурой, до появления возможности безопасного обгона.
СПАСИБО НАШЕЙ ГИБДД !
Вот с родной ГИБДД ни разу никаких проблем не было. Впрочем у меня по жизни от ГАИ штрафы только по молодости были. А вот в Казахстане платил местному жолполу. Мой стиль езды максимально приближен к ПДД. Но конечно, иногда бывают ошибки, иногда немного превышаю скорость, но не более чем на 20 км/ч, что практически узаконено требованиями КоАПП. В дороге иногда терпения не хватает после забытых дорожниками знаков ограничений скорости на ровных и прямых участках дороги. Особенно на них ругается моя любимая, но что поделать – она у меня блондинка.
Радар-детектор всегда в помощь. Хотя от грамотно поставленного измерительного комплекса не спасёшься. Антирадар завопит, когда тебя уже сфотографировали в спину. Впрочем такой случай редкость для России. В общем, «писем счастья» от ГИБДД мне пока не поступало. А вообще, по моему мнению, моральный облик российских сотрудников органов внутренних дел, начинает приближаться к нашей доблестной советской милиции. Если стоим на обочине или на дороге с аварийкой, то ребята из проезжающего мимо экипажа ДПС обязательно спросят, не нужна ли помощь? Или вот в прошлом году, зимой мы ехали им ночью по Ленинск-Кузнецкому, навигатор заглючил и было непонятно куда же поворачивать. На какой-то улице принимаю вправо, останавливаюсь, включаю аварийку и начинаю перезагружать телефон с Яндекс-навигатором. Двинулись дальше, повернули в нужном направлении и через минуту нас догоняет машина ДПС с требованием остановится. Всё стандартно – документы, от куда и куда. И затем лейтенант информирует, что мы стояли на центральной улице города с аварийкой под видеокамерой и дежурный УВД по городу отправил ближайший экипаж ДПС, чтобы помочь водителю из другого региона. Поблагодарили и поехали дальше.Приятно! Спасибо, ребята!
НАСТОЯЩИЕ МУЖИКИ — ВОДИТЕЛИ УАЗОВ
И для тех, кто не не разу не бывал в дальневосточном регионе — у нас большинство машин с «неправильным» светом. Привыкаешь, конечно. Но вот когда возвращаешься из Сибири и Казахстана сразу чувствуешь разницу. Кстати, наш дальневосточный народ очень отзывчивый. Люди всегда готовы оказать помощь. Наверное это особенность именно дальневосточного региона. На трассе Чита – Хабаровск большинство водителей готовы проконсультировать или даже проводить до нужного места, если конечно вы не едете на чёрном «бумере». По моим наблюдениям самые настоящие мужики, готовые оказать выручку на дорогах – это люди в возрасте за 40 лет. Передвигаются на УАЗах или истинных пикапах. Всякие там японские «Тундры» для меня не пикапы!
КАЗАХСТАН — ЦЕ ЕВРОПА!
Что в основном надо знать при движении по казахстанским дорогам? С октября 2014г. произошли изменения в местном законодательстве и штрафы стали поистине драконовские. Собственно первоначально в 2014 году очень беспокоился за аэрографию на своей «Нивочке». Аэрография в Казахстане запрещена Законом РК «О дорожном движении», а у меня сами видите нас «Нифка» разрисована. После изучения понял, что ответственности за это нарушение не предусмотрена. Саму аэрографию вывели в Казахстане эволюционным способом – местный автомобиль не пройдёт регулярный технический осмотр, если на нем есть картинки. Россияне в Казахстане являются участниками международного движения. От нас здесь требуется наличие документов на автомобиль, казахстанская страховка гражданской ответственности, а также диагностическая карта на машину. Необходимо знать, что при нарушении здесь забирают права. И забрать их назад, даже после оплаты штрафа может оказаться проблематично.
В это стране проведена реорганизация дорожной полиции. Здесь ее сокращённо называют жолпол. Теперь контролировать дорожное движение и останавливать авто может любой сотрудник внутренних дел Казахстана. И при этом необходимо помнить, что авто с российским номером находятся в зоне особого внимания жолпола. На любой полицейский уазик срабатывает антирадар. Поэтому необходимо помнить, что если мы, где лопухнёмся и нарушим ПДД в зоне видимости жолпола, финансовых потерь в виде штрафа не избежать. Радары, кстати, у жолпола не такие продвинутые, как у российских коллег, зато методы другие. Если у нас пост ДПС стоит с постоянно включенным радаром и сотрудники успешно отлавливают нарушителей ПДД, то в Казахстане вашу скорость и видеофиксацию могут измерять во встречном или попутном автомобиле жолпола. В стоящем на обочине автомобиле жолпола радар, как правило выключен и включается при появлении движущихся авто, поэтому на сигнал радар-детектора не всегда можно успеть среагировать. Штрафы в Казахстане, если память мне не изменяет, начинаются от 200 долларов. За не включенный сигнал поворота да и за многие нарушения предусматривается лишение прав. Морально — это конечно давит. Но так как и в России привык ездить только по правилам, а не понятиям, то проблем с жолполом в последнюю поездку у меня не было. Только перестроил автопилот в голове, что в Казахстане допустимо превышение скорости не более 10 км/час. Кстати с ведением огромных штрафов трафик движения в в этой республике резко изменился. Большинство водителей ездят очень аккуратно, если обгон запрещён на протяжении несколько километров, значит никто на этом отрезке не обгонит. Все снижают скорость до знака ограничения скорости. Всё потому, что велики риски нарваться на крупный штраф или вообще лишиться прав. Неадекваты всё-таки остались на дорогах, но их минимум. Адаптируешься к таким условиям очень быстро и дальше возникает ощущение комфортной, без нервотрёпки езды. А вот, тем кто говорит, что Украина – це Европа, не верьте. Это Казахстан – це Европа!
К хорошему здесь привыкаешь быстро. Мы вернулись в Хабаровск и были шокированы особенностями национальной езды. У нас на родине любой может перестроится куда угодно. Машины постоянно летят по встречной или разделительной, каждый второй движется на жёлто-красный сигнал светофора. Обидно мне за державу. Как истинный советский горный инженер понимаю, что система безопасности движения на дорогах у нас неэффективна. В вот более коррумпированный, чем наше ГИБДД, казахстанский жолпол намного успешнее выполняет свои функции. Я считаю, что необходимо осознание жестокости и необратимости наказания за нарушение любого требования ПДД, но для этого нужна политическая воля. А пока же у нас на дорогах за год гибнет больше людей, чем за всю афганскую войну.
ЧЕГО НЕ ЛЮБИТ ИХ ЖОЛПОЛ
Теперь вернусь ещё к одному особенному требованию жолпола. На переднем стекле, в зоне видимости водителя, не должно быть посторонних предметов, закрывающих обзор. Проще говоря под запрет попадают самые распространённые гаджеты – видеорегистратор и навигатор, которые крепятся на лобовое стекло. Для последней поездки в Казахстан пришлось купить новый видеорегистратор «Blackview» (не помню какой модели), вмонтированный в зеркало заднего вида. Требование жолпола выполнили, но именно этот регистратор категорически не рекомендую. Неважное разрешение, практически не читаемые номера. Задняя камера показывает всё в зеркальном отражении, как будто едешь по Англии с левосторонним движением. И ещё имеется такой глюк – когда наберётся несколько десятков, защищённых от перезаписи файлов, вся информация стирается. Хотели для мамы, чтобы она в будущем не волновалась, собрать нарезку о нашей поездке в Казахстан, но не получилось.
Вернусь к казахстанским дорогам. Их качество значительно уступает российским. Вернувшись в Россию кажется, что движешься по автобанам. В первую поездку в 2011г. моя супруга проехав десяток километров по асфальтированной дороге Шемонаиха – Усть-Каменогорск, отказалась сидеть за рулём – постоянные неровности, поперечные уклоны и ямы, ямы, ямы. Зато надо признать, что дорожные знаки в Казахстане, как правило выставлены по делу и надо им верить. Ещё один приятный бонус – разрешенная максимальная скорость вне населённых пунктов 100 км/час.
К сожалению, в 2015 году мы не поехали в Казахстан, кризис знаете ли. Но сидеть в отпуске на даче или на диване мы не хотим. На лето 2016 года уже наметили несколько маршрутов.
Только вот маме я ещё не сказал, что не приедем к ней Казахстан. Но вдруг всё-таки сложится!?
РЯДОВЫЕ ПОЛОМКИ — КАК БЕЗ НИХ!
Пробег в одну сторону первоначально составлял 6,5 тыс.км. В 2011 году много ездили по Казахстану и суммарно вышло более 18 тыс.км. В 2013 году впервые поехали не по картам, а по Яндекс-навигатору, спрямили дорогу, перестали заезжать в Новосибирск, меньше стали плутать, и в один конец теперь выходит 6 тыс.км. По времени дорога в одну сторону 4,5-5 суток.Интересно, что автомобиль нас ни разу не подвёл! Поломки, конечно были, но очень незначительные.
2011 год
За одни сутки мы проехали от Хабаровска, перед Читой сгорел разъём прикуривателя. Мы взяли с собой в дорогу чайник с питанием от прикуривателя и проводка не выдержала. Потеря питания на этом разъёме тогда была для нас критична, т.к. от него в то время был запитан радар-детектор. В Чите автоэлектрик восстановил прикуриватель и подцепил антирадар к замку зажигания. Больше чайником в автомобиле мы никогда не пользовались. Теперь набираем кипяток в термос на трассе в кафешках. Кстати про кипяток. Чем дальше на восток, тем дешевле кипяток — вот такой калмбур! Зато начиная с Бурятии и дальше кипяток в кафе чаще всего наливают бесплатно.
В Казахстане у нас отказал звуковой сигнал. На обратном пути в Шемонаихе автоэлектрик сигнал восстановил, но сделал халтурно, перетянул крепление одной спицы рулевого колеса и через 200 км сигнал вновь замолчал. В Новосибирске остановились у магазина автозапчастей, разобрали и собрали баранку сами. Все заработало.
2012 год
По дорогам Бурятии порвался и потерял герметичность шланг радиатора отопителя. Тогда для меня эти шланги были расходным материалом, больше 6 месяцев не держались. На стоянке, совместили ремонт с обедом. Пока Светлана, второй пилот, готовила еду, я заменил оба шланга радиатора печки на японские и навсегда забыл про эту проблему. До сих пор езжу с «ниссановскими» шлагами. По дороге обратно, в Кемерово, почувствовал, что затруднительно включается пятая передача. Супруге тогда ничего не сказал. Доехали до Хабаровска нормально, потом КПП сняли и капитально перебрали. После этого она прошла ещё 80 тыс.км., и была заменена на новую.
2013 год
Проблем не было.
2014 год
Ночью на трассе в Забайкальском крае был сильный мороз, местами до -47С°. Начал замерзать датчик детонации и давать повышенный сигнал, из-за чего повышались обороты двигателя. Пришлось остановится и ждать пока датчик оттает. Но это, наверное особенность только нашей «Нивы», не слышал чтобы у кого-то ещё было аналогичное. памятуя об этом, прошлой зимой купил одеяло-утеплитель под капот. Теперь датчик сильные морозы с влажностью стал переносить нормально. Однако, когда мороз за минут 40, утепление подкапотного пространства не помогает. Когда при большом морозе с лобового стекла начали отваливаться присоски для гаджетов, я перевел печку в положение «вверх — всё на стекло», и все приборы успешно вернулись на свои места. Больше неисправностей в пути у нас не было.
Фото из личного архива автора.