Правительство РФ поручило профильным министерствам до 1 февраля проанализировать практику предоставления россиянам участков по программе «Дальневосточный гектар». Причина — большое число жалоб на сложности, с которыми сталкиваются люди в попытке получить землю для бизнеса. В Общероссийский народный фронт (ОНФ) граждане тоже шлют письма с рассказами о том, как они получали заветный гектар. Были случаи, когда в ходе оформления земли городское поселение вдруг превращалось в охотничьи угодья, новые владельцы встречали на участке банду похитителей кедров или отбивались от нашествия тигров.
Программа «Дальневосточный гектар» действует в России с 2016 г. Смысл ее заключается в том, что любой гражданин России может бесплатно получить гектар земли в одном из регионов Дальнего Востока. Участники программы — Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Еврейская автономная области и Чукотский автономный округ. На участке можно построить дом или склад, открыть магазин, посадить огород, заняться фермерством или созданием туристической инфраструктуры – достаточно просто описать свои намерения. Причем участок тоже можно выбрать самому – на специальной карте программы. Задачей программы было создание, условия для освоения слабо заселенного Дальнего Востока. Однако трудности, с которыми столкнулись фермеры и предприниматели, зародили у них подозрения, что им тут совсем не рады.
Елена Конева в обращении в ОНФ сообщает, что в феврале 2017 г. подала заявку на получение дальневосточного гектара в Славянском городском поселении Приморского края. Администрация согласовала заявление. Но в июне внезапно выяснилось, что участок входит в число охотничьих угодий. Женщина недоумевает, кКак территория поселения вдруг стала местом охоты? На кого? Да и вообще охота в населенных пунктах запрещена приказом Минприроды.
Евгений Алякин из Новосибирска решил получить гектар и переехать в Партизанский район Приморского края. Он узнал из телесюжета, что оформлять участок через сайт надальнийвосток.рф – занятие проблемное, и предусмотрительно обратился сразу в муниципалитет, но распорядители гектаров отправили его обратно на сайт. Четыре месяца тянулся процесс, в ходе которого ему то приостанавливали, то возобновляли оформление участка, бесконечно уточняя его границы. В итоге – отказали с формулировкой «Ваш участок находится в зоне защитных лесов».
Е.Алякин спросил, что же ему делать, если данные официального сайта программы и данные муниципалитета не совпадают? Как выбрать участок и не попасть в защитную зону? «Они мне ответили — никак, путем тыка! Я, получается, буду вслепую тыкать и ждать недели, чтоб получить отказ? Карту с границами участков они мне дать отказались, — негодует житель заявитель. — Получается, что в теории проект отличный, но на практике местные чиновники делают все, чтобы это никому не досталось, как будто свое кровное отдают».
Тем не менее, по данным официального портала «На Дальний Восток.рф», граждане уже получили 34,4 тыс. участков. Но на этом приключения обладателей земли не заканчиваются. А порой – только начинаются. Обращения, которые граждане шлют в Народный фронт, временами напоминают рассказы Джека Лондона о колонизации Америки первыми поселенцами.
Людмила Щекина из Хабаровского края пишет, что в феврале 2017 г. она получила гектар возле села Елабуга в Хабаровском районе. И когда в мае приехала на участок с соседкой по участку и кадастровым инженером, обнаружила на своей земле группу людей, которые выкапывали кедры. По ее словам, руководила процессом глава сельского поселения. Требование хозяйки прекратить выкапывать деревья незваные визитеры проигнорировали, пригрозили ей физической расправой и вывезли более 100 кедров. Щекина просила возбудить уголовное дело, Следственный комитет проводит проверку. По словам женщины, при личном общении следователь заметил: «Мало ли что в законе написано. В Конституции тоже написано про много бесплатного».
Случаются с обладателями дальневосточных гектаров истории опаснее, чем встреча с «бандой» кедрокопателей. Фермер из села Кутузовка Лазовского района Хабаровского края Татьяна Даниленко просит Народный фронт о помощи, потому что на территорию ее усадьбы повадились амурские тигры.
«Моя усадьба расположена на краю села, одолели набеги тигров — сегодня ночью прямо у крыльца моего дома тигр съел нашего пса. Неоднократно обращались в администрацию Бичевского поселения с жалобами, тигроловы бездействуют, люди боятся выходить на улицу в сумерках. Возле нашего дома находится остановка школьного автобуса. На все наши звонки с просьбой отловить тигров или пристрелить – один ответ: когда пострадает человек, тогда и примут меры. Моя семья оформила дальневосточный гектар, чтобы заняться фермерством. Но в районе, по данным местного населения, на 50 кв. км обитают 8 взрослых особей тигра. Если эти краснокнижные животные под охраной государства, то кто обеспечит безопасность нам?», — восклицает Татьяна Даниленко.
Эти истории – не единичные недостатки в работе программы на местах. Народный фронт уже обращал на это внимание, приводил истории многократных неудачных попыток людей получить обещанную государством землю. Но принципиально ситуация пока не улучшилась.
«Поэтому мы снова просим Министерство РФ по развитию Дальнего Востока сделать процедуру выделения участков более прозрачной. Надо дать людям возможность получать информацию о том, кто станет их будущим соседом по участку. Это дает возможность владельцам соседних гектаров связаться друг с другом и договориться об организации поселения или о создании сельскохозяйственного кооператива. А к поселению местная власть уже будет обязана провести дорогу и прочую важную для жизни инфраструктуру. И конечно надо исключить случаи несовпадения данных карты и кадастрового межевания земли. Иначе из-за многочисленных безуспешных попыток стать обладателем гектара люди разочаровываются в программе», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Хабаровском крае Андрей Белоглазов.
Так, множество конфликтов возникает из-за того, что на территории, которую граждане пытаются получить в качестве «дальневосточного гектара» уже живут люди, десятки лет возделывающие эту землю, но своевременно не позаботившиеся о внесении ее в кадастр.
Развитие Дальнего Востока привело к демографическому взрыву на Кубани (REGNUM)