Планы на почетную отставку бывшему председателю Биробиджанского районного суда спутали его друзья. Один из них попросил судью спасти от лишения прав за пьяную езду, а другой – передать на рассмотрение дело конкретному служителю Фемиды. Председатель не смог отказать своим приятелям, втянув в эту историю мирового судью и начальника местного ГИБДД. ККС лишила «судью-решальщика» почетной отставки, но он попытался оспорить это решение в ВС. Материал с портала Право.Ру РИА RusNews1 публикует в полном объеме со ссылкой на первоисточник.
«Если друг оказался вдруг…»
В начале прошлого года на тот момент председатель Биробиджанского районного суда Александр Маняхин засобирался в почетную отставку. К осени 2016 года его стаж работы судьей составлял уже 25 лет. Маняхин написал заявление об уходе со своего поста, которое региональная ККС удовлетворила 15 февраля 2016 года. Со своей должности председатель должен был уйти только с 1 ноября прошлого года, до этого срока он продолжал исполнять свои полномочия, а ему подыскивали замену.
Планы судье спутали его друзья. Одного из них весной того же года местные сотрудники ДПС поймали в нетрезвом виде за рулем. Водителю грозило лишение прав и приличный штраф. Автолюбитель решил обратиться за помощью к своему давнему знакомому Маняхину. Последний решил выручить приятеля и помочь «решить вопрос». Сначала председатель Биробиджанского районного суда позвонил начальнику окружного ГИБДД, сотрудник полиции сообщил, что «он рад бы помочь», но материалы уже переданы в суд. Дело попало к Марине Цимарно, которую назначили мировым судьей только в марте 2016 года. Думая о том, как подобраться к административным материалам, Маняхин вспомнил про свою знакомую Веру Исайкину. С 2004 года она работала помощником судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области, куда пришла сразу после окончания Хабаровской государственной академии экономики и права. В 2013 году Исайкина пошла на повышение и стала мировым судьей Левобережного судебного участка города Биробиджана Еврейской автономной области. Служитель Фемиды согласилась помочь Маняхину – вернуть дело обратно в ГИБДД, поговорив с Цимарно. Сначала Исайкина попросила у своей коллеги административный материал и вынесла его из здания суда, чтобы Маняхин изучил документы. После этого судьи решили «надавить» на Цимарно, которая и должна была рассматривать спор о лишении прав приятеля Маняхина. Мировой судья выслушала советы от старших коллег вынести «правильное решение». Однако сразу после услышанного Цимарно рассказала о «странных просьбах» своему руководству.
Параллельно с делом нетрезвого водителя Маняхин решил «помочь» еще одному давнему приятелю – адвокату, председателю коллегии адвокатов ЕАО, Николаю Русинову. Последний защищал председателя Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района Александра Филиппова, которого правоохранители подозревали в незаконном распоряжении муниципальным жильем. Адвокат говорил председателю Биробиджанского районного суда, что «было бы неплохо передать дело его доверителя на рассмотрение судье Сергею Косяку«. Тем временем, все телефонные переговоры действующих лиц указанных событий с самого начала фиксировали сотрудники ФСБ. Когда материалы «прослушки» оказались на столе у председателя суда Еврейской автономной области Виталия Старецкого, он тут же обратился в ККС с требованием о досрочном лишении полномочий Исайкиной и Маняхина за дисциплинарные проступки, которые «нанесли ущерб авторитету судебной власти». В октябре 2016 года региональная квалифколлегия лишила Исайкину мантии, а председатель Биробиджанского районного суда вместо похода на заседание ККС лег в стационар. Напомним, что с 1 ноября 2016 года начиналась почетная отставка Маняхина, поэтому Старецкому пришлось вносить еще одно представление в квалифколлегию о прекращении отставки теперь уже экс-председателя Биробиджанского районного суда. ККС 28 ноября единогласно его удовлетворила.
«Судья дал понять, что у нас существует телефонное право»
Маняхин не согласился с таким решением и обжаловал его в Верховный суд, попросив отменить. Сам бывший судья на заседание в Коллегию по административным делам ВС не явился, его интересы представляли адвокаты Василий Порайко и Сергей Слободенюк. Они уверяли, что действия их доверителя, которые содержатся в решении квалифколлегии, подпадают не под дисциплинарный поступок, а под состав преступления. ККС в нашем случае выполнила функции правосудия, на что у коллегии нет прав, доказывал Порайко.
– Разве ваш подзащитный не совершал никаких нарушений? – поинтересовался председательствующий Юрий Иваненко.
– Мы говорим, что те нарушения, которые указала ККС, должны иметь другую формулировку. Если квалифколлегия обвинила нашего доверителя в совершении преступления, то должно быть решение суда, которое вступило в законную силу, а его нет, – ответил Порайко.
– Маняхин интересовался судьбой некоторых дел, или он случайно получал информацию о них? – уточнил Иваненко.
– Может, интересовался, но вопрос – из каких побуждений? Тут еще надо подумать и о соразмерности наказания, – заявил адвокат.
– Хорошо, какой вариант развития событий вы считаете соразмерным, если выявили нарушения, когда Маняхин уже ушел в отставку? Что ККС должна была сделать? – пытался узнать председательствующий. Но эти вопросы так и остались без ответов.
Председатель ККС Еврейской автономной области Ирина Журова сразу пояснила, что ККС не рассматривала вопросы о преступлениях экс-судьи. Она эмоционально рассказывала о том, какое впечатление на нее с коллегами произвела эта история: «Это ведь был не один телефонный звонок Маняхина и не душевный порыв помочь другу. Он аморально встал на защиту пьяного водителя». По словам представителя ККС, бывший судья дал всем понять, что у нас существует телефонное право.
Нам пришлось окунуться в эту грязь, и страшно представить, что было бы, не попади это дело к «молодой девочке-судье», которая повела себя правильно, подчеркнула Журова. Председатель ККС ЕАО рассказала подробности и о втором эпизоде с адвокатом: «Русинов возглавляет городскую адвокатскую палату, а зять Маняхина как раз в тот момент собирался сдать экзамен на статус адвоката». Нам было стыдно, что человек с таким стажем является нашим коллегой, резюмировала Журова.
– Как же вы – ККС, давали рекомендацию этому человеку на должность председателя суда? Он не настолько безграмотный человек, чтобы открыто просить «решать вопросы». Я против того, как вы это преподносите, – не выдержал Порайко. Даже если моей доверитель смотрел дело своего приятеля, насколько это проступок? Наказание водитель все равно понес, добавил адвокат.
Единственное, что смутило Иваненко в решении ККС, – «привлечение к дисциплинарной ответственности Маняхина». Российское законодательство не предусматривает такое наказание по отношению к судье в отставке. Журова признала этот пункт в решении лишним, объяснив тем, что документы в коллегию поступили, когда Маняхин еще исполнял свои полномочия.
Выслушав все доводы сторон, Иваненко удалился в совещательную комнату. Спустя полчаса он огласил решение ВС: отказать экс-судье в удовлетворении жалобы.
Оригинальный текст (первоисточник) здесь: http://pravo.ru/court_report/view/137548/?cl=N