Общероссийский народный фронт (ОНФ) проведет мониторинг реализации закона о применении телемедицинских технологий в сфере здравоохранения, подписанного 30 июля 2017 г. президентом России, лидером ОНФ Владимиром Путиным. Эксперты Народного фронта признают положительным сам факт появления у россиян возможности дистанционной консультации, однако отмечают излишне жесткое регулирование случаев оказания телемедицинской помощи, что может негативно повлиять на ее доступность для жителей отдаленных населенных пунктов. Об этом корреспонденту РИА RusNews1 сообщили в пресс-службе ОНФ России.
-Мы будем отслеживать исполнение закона по четырем направлениям. Первое — принятие подзаконных нормативно-правовых актов со стороны Минздрава России по стандартам и порядку лечения заболеваний, идентификации и эксплуатации информационных систем. Второе — по линии ФОМС: принятие нормативно-правовых актов, фиксирующих номенклатуру медпомощи и услуг. Третье — со стороны Минкомсвязи России, которому предстоит обеспечить интеграцию системы телемедицины с порталом госуслуг, обеспечивая доступ к истории болезни и медккартам. И отдельным направлением мониторинга станет реализация пилотных проектов в регионах, — рассказал член Центрального штаба ОНФ, директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов.
По его мнению, этот закон можно назвать существенным шагом вперед в деле развития медицины. В нынешнем виде принятый закон существенно упрощает медицинское обслуживание жителей больших городов, имеющих возможность первичного очного приема у врача с последующим онлайн-консультированием. Однако при этом закон не учитывает потребности ряда граждан, в частности, проживающих в отдаленных населенных пунктах, поскольку онлайн-консультацию они могут получить только после того, как побывают на первичном очном приеме у врача. «А вот для малых отдаленных населенных пунктов, экспедиций и станций контроля на нефтепроводах, а также для случаев экстренной медицинской помощи возможность онлайн-консультации с врачом по-прежнему выглядит малореальной. Дело в том, что закон предусматривает ее проведение только лечащим врачом после первичного очного приема — а до него еще надо добраться», — считает К.Варламов.
К такому результату, как отмечает эксперт ОНФ, привело излишне жесткое регулирование случаев оказания телемедицинской помощи, предусмотренное принятым законом. IT-индустрия при разработке законопроекта исходила из целесообразности принятия рамочной нормы, предусматривающей возможность оказания телемедицинской помощи как таковой: отрасль информационных технологий очень динамично развивается и изменяется, и нецелесообразно пытаться крайне детально на уровне закона устанавливать все критерии и случаи применения телемедицины. Конкретные же случаи и порядки на основе опыта и мнения экспертного врачебного сообщества постепенно определял бы своими подзаконными актами Минздрав.
Но в итоге возобладал другой подход, и в принятом законе были строго прописаны именно конкретные случаи оказания телемедицинской помощи: она может организовываться только в случае информационных консультаций и наблюдения за состоянием здоровья пациента. Причем дистанционный мониторинг и корректировка уже назначенного лечения могут проводиться только тем же лечащим врачом, который на очном приеме поставил пациенту диагноз и назначил лечение.
-Полагаем, что такие узкие рамки применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи вызовут существенные затруднения в развитии отрасли телемедицины. Очевидно, что столь жесткое регулирование уже в скором времени перестанет отвечать потребностям пациентов, врачей, уровню развития рынка и телемедицинских технологий и потребует внесения дальнейших изменений, причем на законодательном уровне, — уточнил Кирилл Варламов.
Варламов напомнил, что за последние два года активисты Народного фронта совместно с представителями интернет и IT-индустрии приложили большие усилия для развития телемедицины, и в декабре прошлого года президент России поставил соответствующую задачу в своем Послании Федеральному собранию. Благодаря новому закону граждане получили возможность дистанционно общаться со своим лечащим врачом, получать электронные рецепты и осуществлять на расстоянии мониторинг здоровья. А врачи могут на законных основаниях проводить дистанционные консультации и консилиумы, что повысит качество медицинских услуг.