В рейтинге выживаемости губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев стабилен на «четверку»

Вопреки распространенным ожиданиям, выборы в Госдуму РФ не стали ключевым тестом на политическую выживаемость губернаторов в России.  Об этом со ссылкой на исследование фонда «Петербургская политика» сообщает федеральное сетевое издание RusNews1. Поскольку федеральная власть пытается выстроить новую повестку для следующей президентской каденции, от чего напрямую зависит и кадровая политика, полученные в ходе выборов электоральные результаты, а также недавнее прохождение через выборы не являются гарантией сохранения в должности. С точки зрения последствий выборов для судьбы губернаторов более значимыми являются не конкретные проценты и количество избранных депутатов разного уровня, а влияние кампании на внутриэлитные балансы в регионах и социально-политические последствия (в том числе и уровень удовлетворенности отдельных групп населения их итогами).

С момента публикации предыдущего рейтинга 26 ноября 2015 года были заменены 2 из 3 губернаторов с оценкой «2» — Владимир Груздев (Тульская область) и Андрей Шевелев (Тверская область). Кроме того, своих постов лишились Сергей Ястребов (3-, Ярославская область), Константин Ильковский (3, Забайкальский край), Никита Белых (4-, Кировская область). На пост полпреда в Северо-Западном федеральном округе был переведен Николай Цуканов (4, Калининградская область). В феврале 2016 года скончался глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров (оценка 4-, в комментарии к Рейтингу авторы указывали на проблемы с состоянием здоровья).

Эксперты фонда говорят о том, что на первый план выдвигаются другие критерии, влияющие на аппаратную выживаемость. 

Технические – обусловленные необходимостью принятия решений по губернаторам, срок полномочия которых приближается к концу. В 2017 году речь идет о главах Адыгеи, Бурятии, Карелии, Мордовии, Пермского края, Саратовской, Свердловской областей. По разным причинам они не смогли или не захотели добиться проведения в регионе досрочных выборов, что ставит под сомнение наличие электорального потенциала у большинства из них.

Символические — связанные с возможным стремлением нового руководства Администрации Президента продемонстрировать свои политические возможности и реализовать на региональном уровне намерения по рестайлингу внутриполитических подходов. Как следствие, в зону риска попадают исторически важные для Центра регионы (Нижегородская область), а также главы территорий, вокруг которых в последние годы создавался негативный медийный шлейф (Самарская область, Псковская область). Кроме того, возможна интрига вокруг значимости самих губернаторских выборов. Поступившие в начале декабря сигналы о возможном делении губернаторов на три «списка» с учетом результатов их работы свидетельствуют о сохранении прежней практики на «довыборное» решение ключевых кадровых вопросов. В то же время здесь имеется пространство для маневра. Приближение выборов президента (которые, судя по утечкам в СМИ, планируется провести при более высокой явке и политической мобилизации) может мотивировать федеральную власть на демонстрацию сильных шагов и при отставках глав регионов, и при стимулировании яркости и конкурентности губернаторских кампаний, позволяющих вплоть до осени 2017 заполнять повестку яркими региональными кейсами (узнаваемым широкой аудиторией примером могла бы стать Свердловская область). В качестве интересного хода может быть использовано назначение технических исполняющих полномочия губернаторов, чтобы губернатор, срок полномочий которого истек, вынужден был принимать участие в выборах на общих основаниях. Возможна также постановка вопроса об осмысленности практики предоставления губернаторских постов представителям оппозиционных партий (Орловская, Смоленская области) — конституционное большинство «Единой России» снижает необходимость в этом. «Справедливая Россия» такой вакансии уже лишилась, а КПРФ продемонстрировала способность добиваться победы своих кандидатов на прямых выборах.

Имиджевые – привязанные к текущим рейтингам поддержки действующих глав регионов. Ограничителем здесь выступает отсутствие публичности и общественной экспертизы проводимых в настоящее время закрытых исследований, а также иногда случающиеся труднообъяснимые резкие скачки уровня поддержки глав регионов в социологических исследованиях.

Статистические – исходящие из заявленных приоритетов усиления внимания к экономическим результатам работы глав регионов. В Приложении мы предприняли попытку обобщения текущей экономической статистики. С учетом несопоставимости потенциалов регионов акцент сделан на данных о динамике за прошедший год. Полученные данные лишь отчасти пересекаются с имеющимся представлениями об эффективности существующих в регионах политических систем.

Карьерные – продиктованные расширением практики перевода губернаторов на федеральные позиции, которые часто не могут быть однозначно интерпретированы как повышение или понижение (Н.Цуканов, Е.Зиничев).

«Правоохранительные» — с учетом результативности практики замены глав регионов по «антикоррупционным» основаниям (Коми, Кировская область, Сахалин) и серии атак на них с помощью уголовных дел в отношении заместителей губернаторов и членов региональных правительств. Эта линия может развиваться автономно, вне прямой зависимости от результатов работы губернаторов на других участках. Активность правоохранителей встречает разное отношение глав регионов – от открытой солидаризации губернатора с подозреваемыми (Кемеровская область) до самоустранения от проблемы (Челябинская область).

Сокращение распределяемых ресурсов обостряет конкуренцию за более богатые регионы, в то время как антикоррупционная активность силовых структур делает еще более низкой мотивацию региональных и федеральных политиков на борьбу за посты в депрессивных территориях.

Регион

Глава

Оценка (по 5-бал-льной шкале, в скобках – оценка в прошлом рейтинге)

Сильные стороны

Слабые стороны

Год начала работы во главе региона

Срок окончания полномочий

Адыгея

Аслан Тхакушинов

3 (3+)

Удается поддерживать стабильность в регионе на приемлемом в сравнении со «среднекавказским» уровне. Конкуренты не проявляют высокой публичной активности, а отмена прямых выборов облегчает лоббирование продления полномочий в кулуарах без привязки к текущим рейтингам.

Оборотной стороной отмены прямых выборов может стать непрозрачность решения вопроса о кандидатуре главы, в том числе для действующих республиканских властей. Близкий срок полномочий требует от федеральной власти принятия оперативного решения, которое с учетом относительной периферийности республики для Центра может носить спонтанный характер.

2006

янв.17

Республика Алтай

Александр Бердников

4 (3+)

Является одним из рекордсменов по политическому выживанию. Хотя не является полноценным лидером общественного мнения, хорошие экономические показатели (в том числе развитие туризма), а также развитие особого сектора вип-туризма облегчает коммуникацию с высшими руководителями страны и предъявление результатов своей работы.

Отношение внутри элит к фигуре главы остается весьма сдержанным. Хотя А.Бердников выиграл прямые выборы, это стоило серьезных усилий и не дало ему большого политического преимущества.

2005

сент.19

Башкортостан

Рустэм Хамитов

3 (4)

В целом сохранил социально-политическую и экономическую стабильность в традиционно значимом регионе, не допустив серьезных эксцессов – в том числе в межнациональных отношениях.

Смена собственника «Башнефти» создает бюджетные риски и одновременно делает республику одной из приоритетных территорий для «Роснефти». В этой связи могут быть актуализированы тезисы об управленческой слабостиглавы, снижении лоббистского веса, недостаточном авторитете среди местных элит, нарушениях на выборах в Госдуму, утрате возникшей с заменой М. Рахимова энергетики.

2010

сент.19

Бурятия

Вячеслав Наговицын

2 (3)

Республика долгие годы остается относительно периферийной для федеральной власти, а активность претендующих на контроль над республикой лоббистов невысока. Кроме того, удается избегать возникновения резонансных конфликтов в межэтнических отношениях.

Многочисленные конфликты с местными элитами окажутся в центре внимания вследствие необходимости принять кадровое решение из-за окончания срока полномочий.

2007

Май 17

Дагестан

Рамазан Абдулатипов

3 (4)

После смены власти в республике удалось добиться снижения террористической активности и интенсивности контртеррористических операций. При этом в значимых для Центра ситуациях не препятствовал действиям федеральных силовых структур.

В случае обострения ситуации может быть реанимирован тезис о недостаточной управляемости, неполной готовности к выстраиванию сложных межклановых и межнациональных балансов. Также вопрос о власти в республике может стать проекцией расстановки сил между федеральными бизнес-группами, имеющими интересы в Дагестане (С.Керимов, З.Магомедов). Кроме того, наблюдается рост публичной активности ранее занимавшего пост главы республики М.Магомедова.

2013

сент.18

Ингушетия

Юнус-Бек Евкуров

4- (4)

Значимость противовеса Р.Кадырову на Северном Кавказе, реализующего альтернативную чеченской модель выстраивания социально-политического баланса.

Не удалось преодолеть проблему отсутствия социально-экономической самодостаточности республики. Критика семейственности во власти со стороны оппозиции.

2008

сент.18

Кабардино-Балкария

Юрий Коков

4 (4)

На фоне относительной стабильности федеральный Центр не имеет оснований активно вовлекаться в ситуацию внутри республики и брать на себя ответственность за серьезное изменение баланса сил.

Выходцы из республики продолжают периодически фигурировать в конфликтах вокруг незаконных вооруженных формирований.

2013

окт.19

Калмыкия

Алексей Орлов

4 (4)

Позволяет федеральной власти не вовлекаться во внутриреспубликанскую ситуацию, избегая серьезного обострения линий политической напряженности.

В силу периферийного положения республики в качестве контраргумента всегда может быть предъявлен тезис о дефиците позитивной динамики.

2010

сент.19

Карачаево-Черкесия

Рашид Темрезов

4 (4-)

Недавнее переназначение на фоне способности позиционироваться в качестве «современного» управленца.

Федеральный Центр слабо вовлечен во внутриреспубликанскую ситуацию, однако любое нарушение межэтнического и межкланового баланса в сложной с точки зрения национальных отношений и элитной конфигурации республике может побудить к переосмыслению результатов политики последних лет.

2008

сент.21

Карелия

Александр Худилайнен

3- (3)

Сумел нейтрализовать большую часть оппонентов, которые не смогли конвертировать рейтинги во властные позиции. Способен мобилизовать не только политический, но и силовой ресурс. Вопреки прогнозам, относительно легко провел кампанию по выборам в Госдуму.

По мере приближения конца срока полномочий наблюдается дефицит позитивных аргументов в пользу его продления. Итоговое решение будет обусловлено в большей степени позицией и расстановкой сил федеральных лоббистских групп, а не ситуацией в самой республике.

2012

Май 17

Коми

Сергей Гапликов

4 (4)

Стремится сохранять эффект федерального назначенца, принявшего на себя «тяжелое наследие» прежнего руководства. Смог снизить влияние ряда бизнес-групп и при необходимости назвать их «виновниками» в случае ухудшения экономической или инфраструктурной ситуации.

«Дело Гайзера» парализовало существовавшую в республике систему управления, а продолжение череды уголовных дел усилило «фактор страха» среди высшего и среднего управленческого звена. Выстраивание новой управленческой конфигурации взамен разрушенной все еще находится в стартовой стадии.

2015

сент.21

Марий Эл

Леонид Маркелов

3 (4-)

Продемонстрировал способность вопреки высокому антирейтингу и электоральной усталости победить на прямых выборах. По отдельным подотраслям в экономике наблюдается улучшение показателей вследствие увеличения оборонных заказов. Для возможных внешних конкурентов республика остается малопривлекательным активом.

Переизбрание на новый срок произошло со скрипом. Кроме того, устойчиво пропагандируется тезис о постепенной утрате связи главы республики с реальностью.

2000

сент.20

Мордовия

Владимир Волков

4- (4)

В республике сохраняется социально-политическая стабильность. Подготовка к проведению Чемпионата мира-2018 остается одним из приоритетов и одновременно драйверов инфраструктурного развития. Постепенное дистанцирование нынешних элит от Н.Меркушкина снижает риски, возможные в случае замены самарского губернатора.

В.Волков воздерживался от попыток инициировать досрочные прямые выборы главы республики, что создает интригу накануне окончания полномочий. Проблемой для региона остается высокий уровень долговой нагрузки (хотя, по мнению ряда экспертов, речь в основном идет о бюджетных кредитах, которые федеральный Центр неформально обещал реструктурировать).

2012

Май 17

Саха

Егор Борисов

4 (4)

Руководит самодостаточным регионом, обеспечивающим благоприятную экономическую статистику и не формирующим негативную повестку дня на федеральном уровне. Отсутствие претензий со стороны федерального Центра. Поддержка со стороны «Алросы».

Как и любая закрытая управленческая система, административная система республики остается уязвимой для критики – в том числе за жесткость и элементы этнократии. Проблемой для Е.Борисова стало также безальтернативное выдвижение по округу в Госдуму одного из ключевых оппонентов – Ф.Тумусова. Дополнительную неопределенность может создать смена федерального куратора «Алросы».

2010

сент.19

Северная Осетия

Вячеслав Битаров

4 (4-)

Сохраняет карт-бланш благодаря недавнему вступлению в должность.

Кадровые решения по Северной Осетии принимались в последнее время весьма хаотично и не смогли преодолеть существующий в республике раскол элит.

2016

сент.21

Татарстан

Рустам Минниханов

5 (5)

Республика считается одним из «образцовых» регионов с точки зрения как экономики, так и политической управляемости. Это подкрепляется сильными лоббистскими позициями, а также неготовностью Центра вести собственную игру в республиканской политике. Кроме того, в мусульманском мире Минниханов способен отчасти уравновешивать активность Р.Кадырова и подключаться к участию в важных дипломатических вопросах (в том числе в части отношений с Турцией и другими тюркскими странами), является элементом баланса внутри мусульманского духовенства России.

Некоторые из экспертов указывают на диспропорцию между политически самостоятельной позицией республики и относительно слабым интересом к политике со стороны Р.Минниханова, предпочитающего больше концентрироваться на экономических вопросах. При этом республика не защищена от всплесков раздражения со стороны части федеральных элит в связи с ее подчеркнутой автономностью, а также периодическим выдвижением резонансных инициатив (например, продлением нового договора о разграничении полномочий с федеральным Центром).

2010

сент.20

Тува

Шолбан Кара-оол

4+ (4)

Недавно победил на выборах главы республики. Сильной стороной остается поддержка С.Шойгу, позиции которого в Сибири после назначения полпредом С.Меняйло укрепились.

Республика остается несамодостаточным регионом со слабой экономикой, зависимостью от федерального бюджета и высоким потенциалом обострения межнациональной напряженности.

2007

сент.21

Удмуртия

Александр Соловьев

4 (4)

Сумел избежать ослабления управленческой системы в республике, позиции которой в экономике улучшаются благодаря росту объемов оборонного заказа.

Результаты работы остаются малоузнаваемыми на федеральном уровне, где нет четкого представления о степени успешности работы главы.

2014

сент.19

Хакасия

Виктор Зимин

3 (3-)

Хорошо знает ситуацию в республике, опираясь при этом на поддержку представленных здесь бизнес-групп, а также федеральных политических союзников.

В последние годы часто оказывается под ударом – в том числе в связи с антикоррупционными расследованиями и ростом бюджетных долгов.

2009

сент.18

Чечня

Рамзан Кадыров

5 (4)

Позиционируется как подчеркнуто безальтернативная фигура с рекордными лоббистскими возможностями, благодаря которым сумел сохранить проведение прямых выборов главы и предотвратить сокращение бюджетных ассигнований.

Оборотной стороной публичного стиля поведения и лоббистских успехов является накопление конфликтного потенциала в отношениях с федеральными ведомствами. При этом федеральные власти часто не имеют возможности для оценки реального уровня стабильности в республике и прочности созданной управленческой конструкции.

2007

сент.21

Чувашия

Михаил Игнатьев

4- (4)

Сумел «пересидеть» несколько атак со стороны оппонентов и претендентов на пост главы республики, избегая открытого вовлечения в публичные конфликты.

Не создал репутацию сильного управленца с мощной историей успеха.

2010

сент.20

Алтайский край

Александр Карлин

3+ (4)

Сумел гармонизировать отношения с ключевыми бизнес-группами, не допустить появления сильных оппонентов, стабилизировать ситуацию в Рубцовске.

Относительно низкая популярность и подчеркнуто жесткий стиль управления увеличивают число оппонентов и делают уязвимой для критики мишенью.

2005

авг.14

Забайкальский край

Наталья Жданова

4 (3)

Недавно победила на выборах, используя ресурс федеральной поддержки.

Приход на пост губернатора расценивается многими как случайный. Возможности вывода региона из исторически депрессивной экономической ситуации пока не очевидны.

2016

сент.21

Камчатский край

Владимир Илюхин

4- (5-)

Сумел избежать формирования негативной повестки дня.

Как и соседние главы, остается заложником между провозглашенными приоритетами развития Дальнего Востока и малоочевидными результатами этой политики.

2007

сент.20

Краснодарский край

Вениамин Кондратьев

4- (4)

Постепенно перешел к формированию собственной управленческой команды. Сумел сохранить внимание федеральной власти к развитию региона – в том числе в связи с проведением Чемпионата мира по футболу.

Критики указывают на постепенное снижение политической управляемости, периодические всплески социального недовольства, постепенное формирование оппонирующего полюса влияния вокруг А.Ткачева, зависимость губернатора от взаимоотношений между крупными федеральными ведомствами, а также угрозу снижения интереса Центра к вложениям в туристические объекты региона в связи с приоритетным развитием Крыма.

2015

сент.20

Красноярский край

Виктор Толоконский

4 (3)

Несмотря на существующий в крае скептицизм относительно политических возможностей губернатора, сумел одержать победу над сторонниками А.Быкова в ходе выборов в Госдуму РФ. В пользу губернатора также играют сбалансированность отношений с ключевыми бизнес-группами и конструктивный диалог с традиционно влиятельным ЗС.

По-прежнему слабо вписывается в местную ментальность, оставаясь мало понятным и для граждан, и для элит, привыкших выстраивать сложные комбинации. Лоббистские возможности на федеральном уровне остаются неочевидными. Возможны риски в связи с предстоящими непрямыми выборами мэра Красноярска.

2014

сент.19

Пермский край

Виктор Басаргин

2+ (3-)

Экономические показатели региона остаются благоприятными, а осенние выборы позволили ослабить позиции внутриэлитных оппонентов. Сохранение контроля над краевым парламентом повысило вероятность того, что к моменту выборов оппоненты придут не на пике форме, а широкая антигубернаторская коалиция создана не будет.

Вторая смена политической команды в течение года создает впечатление отсутствия понятной стратегии. По мере приближения конца полномочий будут попытки актуализировать темы слабого политического контроля, дезорганизации управления, внутриэлитного раскола, многочисленных уголовных дел в отношении сотрудников. Силовыми структурами неоднозначно воспринимается союз губернатора с пермской городской группировкой.

2012

Май 17

Приморский край

Владимир Миклушевский

3+ (4)

Благодаря успешному проведению крупных мероприятий и форумов создал региону образ «витрины» политики России на Дальнем Востоке. Арест мэра Владивостока И.Пушкарева ослабил позиции внутриэлитных оппонентов.

Арест И.Пушкарева усилил уровень управленческой дезорганизации и повысил риски, связанные с активным участием правоохранительных органов в политической жизни края. Фактором риска может стать отсутствие консенсуса по поводу успехов работы губернатора на своем посту.

2012

сент.19

Ставропольский край

Владимир Владимиров

4 (4)

Сумел переломить традицию частой замены губернаторов в крае. Экономические показатели региона в целом благоприятны, несколько снижен общий уровень депрессии среди населения.

Проблема экономической и иной экспансии из соседних регионов не разрешена и продолжает обостряться.

2013

сент.19

Хабаровский край

Вячеслав Шпорт

4- (4)

Закрепился на своем посту, минимизируя негативную повестку и создавая ожидания от края в контексте развития нефтегазовых и оборонных проектов.

Сохраняются проблемы в отношениях как с полпредством, так и с властями Хабаровска. На это накладывается дефицит общепризнанных достижений и общее накопление усталости.

2009

сент.18

Амурская область

Александр Козлов

3 (3+)

Несмотря на случайный характер назначения, сумел отбить первые атаки на себя и начать попытки выстраивания собственной конфигурации.

Существует почти не решаемая проблема невыигрышного позиционирования в сравнении с предшественником О.Кожемяко. На дефицит личной популярность накладываются слабые позиции в элитах и уязвимость перед атаками оппозиционных партий.

2015

сент.20

Архангельская область

Игорь Орлов

3 (4)

Сумел длительное время «продержаться» на губернаторском посту – в том числе благодаря пассивности конкурентов и отсутствию консенсусного кандидата на замену.

Ослабление лоббистского потенциала на федеральном уровне может стать импульсом к очередному обострению конфликтности в политической жизни региона.

2012

сент.20

Астраханская область

Александр Жилкин

4- (4-)

Политическое долгожительство позволило наработать значительные связи (в том числе благодаря организации вип-туризма), а также спозиционировать регион как «форпост» России на границе с мусульманским миром.

Общее накопление элитной и электоральной усталости сопровождается ухудшением бюджетной ситуации.

2004

сент.19

Белгородская область

Евгений Савченко

4- (5)

Наработал репутацию эффективного управленца и политического долгожителя, создав схему жесткого политического управления и с выигрышем использовав положение пограничного с Украиной региона и тему импортозамещения в сельском хозяйстве.

Оценка реальной прочности политического режима (в том числе перспектив оппозиции и общей электоральной и элитной усталости) затруднена в силу того, что региональная политическая система последний раз сталкивалась со стрессовыми вызовами в 1999 году. В минус областным властям играет также сложная долговая ситуация.

1993

окт.17

Брянская область

Александр Богомаз

4- (4)

На фоне коррупционных скандалов прошлых лет создал репутацию «малозаметного» региона, одновременно выдавив предыдущие элиты благодаря уголовному делу в отношении предшественника.

Задачи предъявления достижений и управленческих компетенций остаются на сегодняшний день нерешенными.

2014

сент.20

Владимирская область

Светлана Орлова

4 (4)

Смогла сломить внешнее сопротивление областной и муниципальных элит, одновременно повысив общественные ожидания от действий власти.

Проблемы «принятия» управленческого стиля губернатора полностью не сняты, а публичная гиперактивность нередко вызывает раздражение и иронию как внутри региона, так и у федеральных наблюдателей.

2013

сент.18

Волгоградская область

Андрей Бочаров

3 (3+)

Смог снизить влияние правоохранительных органов на политическую жизнь региона и сформировал пул из одномандатников в Госдуме. Предпринял серию шагов по привлечению инвестиций.

Остаются нерешенными проблемы общей социальной депрессии и внутриэлитных разногласий. Некоторые шаги губернатора оказываются уязвимы для конфликтных и скандальных интерпретаций.

2014

сент.19

Вологодская область

Олег Кувшинников

3+ (4-)

Продемонстрировал способность балансировать между решением текущих экономических задач и взаимодействием с ключевыми донорами областного бюджета. Укрепил позиции в областном центре.

Ухудшение социально-экономической конъюнктуры не преодолено, периодически имеют место конфликты с муниципалитетами.

2011

сент.19

Воронежская область

Алексей Гордеев

4-/4 (5-)

Входит в число наиболее влиятельных на федеральном уровне глав регионов.

Широкие элитные связи позволяют не принимать во внимание локальные эксцессы и нейтрализовывать действия оппонентов.

Выборы в Госдуму происходили конфликтно, а начавшаяся после них борьба за отмену прямых выборов мэра Воронежа актуализировала внутриэлитные противоречия и ухудшила медийный фон.

2009

сент.19

Ивановская область

Павел Коньков

3 (4-)

Поддержка со стороны М.Меня. Относительная значимость региона для федеральной власти с учетом «плесского» фактора.

Область является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты.

2013

сент.19

Иркутская область

Сергей Левченко

4- (4)

Сохраняет символически значимый статус «модельного» политика, олицетворяющего конкурентность губернаторских выборов. Выстроил отношения с ведущими бизнес-группами, избегая обострения отношений с федеральным Центром.

Основными факторами риска являются обострение отношений с муниципалитетами и конфликты внутри команды.

2015

сент.20

Калининградская область

Антон Алиханов

4 (4)

На фоне нескольких указов о назначении Н.Цуканова врио главы региона в 2015 году и непродолжительности губернаторства Е.Зиничева у федеральной власти имеется запрос на появление определенности с персоной руководителя области.

Не преодолены проблемы, связанные со слабой укорененностью в регионе, а также необходимостью электорального рейтинга и управленческого опыта.

2016

врио

Калужская область

Анатолий Артамонов

4 (4)

Несмотря на негативную конъюнктуру, сохраняется эффект от наработанной в прежние годы репутации эффективного управленца и автора «экономического чуда».

Спад в инвестиционно емких отраслях и отсутствие позитивной динамики в автопроме ставят под вопрос репутацию «инвестиционного инноватора» и актуализируют тему накопления электоральной усталости. 

2000

сент.20

Кемеровская область

Аман Тулеев

3 (4+)

Продемонстрировал жесткий настрой на сопротивление «антикоррупционным» атакам на областную администрацию. Поставил себя в положение, при котором писать заявление об отставке не готов, а увольнение от должности «по недоверию» остается для федеральной власти маловероятным по политическим и психологическим основаниям.

Стал объектом атак правоохранительных органов и начала попыток проектирования «посттулеевской» конфигурации сил, которые могут сделать более заметными трения между губернатором и ключевыми бизнес-группами.

1997

сент.20

Кировская область

Игорь Васильев

4 (4-)

Недавнее значение вкупе с взаимодействием с правоохранительными органами и опытом работы на федеральном уровне создают эффект ожиданий от нового губернатора.

Слабая укорененность в регионе дополняется тревожностью местных элит, которые в силу опасений дальнейших «антикоррупционных» шагов не проявляют активности и не могут служить полноценной опорой.

2016

врио

Костромская область

Сергей Ситников

3+ (4)

Сумел выйти из конфликтных ситуаций, не совершив очевидных промахов. Внимание к региону внешних интересантов остается низким.

Пока не создал собственную историю управленческого и политического успеха.

2012

сент.20

Курганская область

Алексей Кокорин

4 (4)

С учетом традиционно заниженных ожиданий от экономики региона демонстрирует управленческую волю и стремление к изменениям.

Возможности предъявления менеджерских успехов по-прежнему остаются ограниченными.

2014

сент.19

Курская область

Александр Михайлов

4- (3+)

Является рекордсменом по политическому выживанию. Хотя этот рекорд считается трудно объяснимым, период основных проблем оказался позади и атаки на А.Михайлова оказались отбиты.

Необъясненность феномена политического выживания А.Михайлова в любой момент может сделать его мишенью для критики, привести к его позиционированию как «менеджера старой формации» и персоны, притягивающей электоральную усталость.

2000

сент.19

Ленинградская область

Александр Дрозденко

5- (4)

Оказался в роли одного из самых успешных назначенцев 2012 года. Добился усиления диверсификации экономики, позволяющей использовать как транзитное положение региона (развитие портов, модернизация инфраструктуры перед Чемпионатом мира по футболу-2018), так и периодические волны самоизоляции (развитие сельского хозяйства и т.п.).

Регион остается крайне привлекательным для потенциальных интересантов, в том числе в контексте решения вопроса о власти в Санкт-Петербурге.

2012

сент.20

Липецкая область

Олег Королев

4- (4)

Несмотря на экономическую привлекательность, регион почти отсутствует в федеральной повестке дня. Отношения с Новолипецким металлургическим комбинатом в целом стабилизированы, серьезное взаимное раздражение не накапливается.

Регион интересен для конкурентов. Оборотной стороной отсутствия региона в повестке дня может стать отсутствие у губернатора устойчивой репутации успешного менеджера, добившегося мощных результатов.

1998

сент.19

Магаданская область

Владимир Печеный

4- (5)

Не допускает формирования негативной повестки. Сохраняет высокий уровень контроля как над экономической, так и над политической жизнью региона.

Успешность работы на посту губернатора почти не была предметом дискуссии. Как следствие, существуют возможности как позитивной, так и негативной интерпретации результатов его работы.

2013

сент.18

Московская область

Андрей Воробьев

3+ (4-)

Общефедеральная известность в сочетании с образом современного и перспективного губернатора, ориентированного на формирование сильной команды. Это подкрепляется федеральными связями и высокой публичной активностью.

Отношения с элитами внутри региона часто напряжены – при этом недовольная часть имеет широкие возможности для трансляции своих интерпретаций в федеральные органы власти. Новым поводом к этому может стать начавшаяся муниципальная реформа.

2012

сент.18

Мурманская область

Марина Ковтун

4 (4-)

Избежала использования избирательной кампании для ослабления своих позиций, продемонстрировав дальнейший рост претензий по влиянию на региональные элиты.

«Зачистка» Мурманска от А.Веллера не привела к формированию в городе прогубернаторской конфигурации. Конфликтный стиль взаимодействия с элитами способен создавать дополнительное напряжение.

2012

сент.19

Нижегородская область

Валерий Шанцев

2 (3+)

Губернатор-«тяжеловес» с большими федеральными связями, сумевший обеспечить собственное политическое доминирование на территории области и придать динамику ее экономическому развитию.

Затяжной конфликт вокруг контроля над Нижним Новгородом стал серьезной пробоиной в имидже «всесильного» губернатора. Традиционно высокой остается неопределенность вокруг стратегий нынешних и бывших руководителей полпредства в отношении региона.

2005

сент.19

Новгородская область

Сергей Митин

3- (3+)

Способен эффективно продвигать результаты своей работы при общении с федеральными чиновниками. Некоторые эксперты указывают, что лоббистскому потенциалу способствует взаимодействие с валдайским дачным комьюнити.

Приближение срока окончания полномочий актуализирует негативную повестку – в том числе нерешенный вопрос о власти в областном центре и уголовные дела в отношении окружения губернатора.

2007

окт.17

Новосибирская область

Владимир Городецкий

3- (3-)

Результаты на выборах оказались выше ожидаемых – в том числе благодаря способности сформировать элитную коалицию под эгидой «Единой России».

Дефицит личной харизмы особенно заметен на фоне соперничества с мэром Новосибирска А.Локтем.

2014

сент.19

Омская область

Виктор Назаров

3+/4- (4)

В ходе выборов в Госдуму добился неплохих результатов, не допустив усиления позиций КПРФ. Способен к выстраиванию взаимодействия с отдельными федеральными бизнес-группами, в том числе Сбербанком.

В регионе с высокой внутренней конкуренцией остается аполитичной фигурой, вследствие чего может не успеть отреагировать на возможное формирование негативной для губернатора повестки (как это едва не случилось на выборах в 2015 году).

2012

сент.20

Оренбургская область

Юрий Берг

4 (4)

Выстроенность отношений с ключевыми бизнес-группами в экономически самодостаточном регионе позволяет сохранять доминирование в регионе. Попытки консолидации недовольства властью вокруг оппозиционных фигур завершились неудачей.

Присутствует скрытая внутриэлитная фронда – особенно в областном центре, где не удалось установить полноценную «химию» в отношениях с элитами и частью жителей.

2010

сент.19

Орловская область

Вадим Потомский

2 (3)

Наступательный стиль и статус политического назначенца от КПРФ позволяют внутри региона владеть политической инициативой и развивать наступление на оппонентов.

Критики позиционируют губернатора как эксцентричную и импульсивную фигуру, предпочитающую работать в конфликтной повестке дня. Против В.Потомского может сыграть исчерпанность ресурса модели «коалиционных губернаторов».

2014

сент.19

Пензенская область

Иван Белозерцев

4 (4)

Сумел подтвердить представление об устойчивом положении региона. Кончина экс-губернатора В.Бочкарева позволила не допустить формирования параллельного центра политического влияния.

Относительная малозаметность региона для федеральной власти порождает дефицит лоббистских ресурсов.

2015

сент.20

Псковская область

Андрей Турчак

2+ (2+)

Неоднократно демонстрировал способность выходить из-под удара и корректировать направление негативных для себя «подводных течений». Положение одного из «аллергенов» в глазах либеральной оппозиции долгое время способствовало сохранению в должности в условиях антилиберального тренда.

Мотивация к продолжению карьеры в регионе относительно низка. При этом Псковская область может оказаться удобной площадкой для демонстрации перезагрузки отношений власти и оппозиции через замену наиболее спорных с точки зрения публичного имиджа персон.

2009

сент.19

Ростовская область

Василий Голубев

4 (4)

Удачно позиционирует область как приграничный регион (что стабилизирует отношения с силовыми структурами), а также использует тему импортозамещения в сельском хозяйстве. Выстроил сбалансированные отношения с федеральными элитами.

Реальный уровень напряженности внутри элит до конца не прояснен. Регион привлекателен для внешних игроков.

2010

сент.20

Рязанская область

Олег Ковалев

3 (4)

Успешно преодолевал прошлые кризисные ситуации, связанные с угрозой замены. Одной из причин этого была низкая привлекательность региона для внешних игроков.

Приближение срока окончания полномочий возвращает на повестку дня проблемы дефицита достижений на фоне состояния здоровья.

2008

окт.17

Самарская область

Николай Меркушкин

2+ (4-)

Управленческий опыт в сочетании с федеральными связями создает некоторый запас прочности – особенно с учетом сложности поиска и согласования кандидата на замену.

Публичная сверхактивность вызывает раздражение элит разных уровней и избыточную общероссийскую узнаваемость. Существуют проблемы вокруг легитимности голосования по выборам в Госдуму.

2012

сент.19

Саратовская область

Валерий Радаев

2+/ (3+)

Исторически находится в тени федеральных политиков. Позволяет не допустить формирования негативной повестки вокруг региона.

Дефицит политической субъектности делает уязвимой фигурой для оппонентов и снижает ценность для сторонников.

апр.12

апр.17

Сахалинская область

Олег Кожемяко

4+ (5)

Обладает значительным кредитом доверия на федеральном уровне благодаря опыту работы в предыдущих регионах. Смог создать ожидания среди населения. Способен реализовывать федеральные инициативы, связанные с перераспределением финансов между дальневосточными регионами.

В силу предшествующего опыта возможна недооценка рисков, связанных с элитным недовольством. Внутри региона существуют вопросы к качеству управленческой команды.

2015

сент.20

Свердловская область

Евгений Куйвашев

2+ (3)

Занялся выстраиванием конфигурации с местными элитами, временно снизив остроту раскола. Активность способных к оппонированию бизнес-групп постепенно снижается.

Близкий срок окончания полномочий ставит вопрос об избираемости на конкурентных выборах с учетом дефицита харизмы и низкой популярности. Решение возглавить областное правительство может притягивать электоральные риски.

2012

Май 17

Смоленская область

Алексей Островский

3 (4)

Политический статус назначенца ЛДПР с учетом попыток В.Жириновского позиционироваться в качестве главного сторонника действующей власти среди оппозиционных парламентских партий. Привлекательность региона для внешних игроков невелика.

Дефицит позитивной динамики не позволил создать полноценную историю успеха, сделав уязвимой для критики фигурой и заложником жизнеспособности конфигурации с оппозиционными губернаторами.

2012

сент.20

Тамбовская область

Александр Никитин

4 (5)

Сохраняется федеральный кредит доверия. Демонстрирует

активность по привлечению инвестиций.

Пока не создал вокруг себя мощной волны ожиданий. Против губернатора может быть использована недавняя попытка выдвижения кандидатуры на выборах в РАН.

2015

сент.20

Тверская область

Игорь Руденя

4+ (2)

Недавнее избрание на фоне существенной федеральной поддержки.

Слабая укорененность в регионе. Условная легитимность в связи с победой на неконкурентных выборах. Слабое имиджевое позиционирование.

2016

сент.21

Томская область

Сергей Жвачкин

3- (4)

Смог снизить градус социально-политической активности в регионе. Может опереться на поддержку «Газпрома».

Не сумел добиться проведения досрочных выборов, что с учетом близкого срока окончания полномочий будет прочитываться как слабость.

2012

Март 17

Тульская область

Алексей Дюмин

5- (2)

Одержал победу на прямых выборах при демонстративной федеральной поддержке.

Пока только нарабатывает навыки оперативного управления на уровне региона, не имея возможности полноценно опереться на местные элиты.

2016

сент.21

Тюменская область

Владимир Якушев

4+ (5)

Укрепил позиции в отношениях с автономными округами, в том числе опираясь на налаженные связи с нефтегазовыми компаниями и федеральный лоббистский ресурс.

Регион остается привлекательным для внешних игроков, а попытки проводить линию на укрупнение регионов могут нести в себе дополнительные риски.

2005

сент.19

Ульяновская область

Сергей Морозов

4 (4)

Вопреки активности оппонентов сумел добиться продления полномочий и победил на губернаторских выборах. Позиции на федеральном уровне удалось стабилизировать.

Сохраняются риски, связанные с частой ротацией команды и внутриэлитной напряженностью.

2004

сент.21

Челябинская область

Борис Дубровский

3 (4-)

Отсутствие очевидных кандидатов на замену.

Дефицит управленческих и политических компетенций на фоне повышенной активности правоохранительных органов и наличия большого количества скрытых оппонентов в элитах.

2014

сент.19

Ярославская область

Дмитрий Миронов

4 (3-)

Недавнее назначение, продвижение репутации чиновника с федеральным бэкграундом. Предпринял оперативные шаги по комплектованию собственной команды.

Невыстроенность отношений с местными элитами на фоне необходимости наработки управленческих навыков. Устойчивость традиций конкуренции в местной политике.

2016

врио

Москва

Сергей Собянин

5- (4-)

Доверие президента. Отсутствие серьезных ограничений со стороны Мосгордумы, местных элит, политических партий. Способность построить сбалансированные отношения с федеральными элитными группами. Отсутствие жесткого давления со стороны силовых структур.

Низкая эффективность управления медийными кампаниями (при решении технических ситуация приходится тратить личный политический капитал). Отсутствие системы управления политическими рисками усугубляется дефицитом личной харизмы.

2010

сент.18

Санкт-Петербург

Георгий Полтавченко

3- (4)

Сумел не допустить нарастания в городе протестных настроений. Сложность согласования кандидата на замену обеспечивает карьерное долголетие.

Личная мотивация оставаться на посту относительно невелика на фоне разговоров о возможности перехода на федеральный уровень. Негативный информационный фон создается скандалами вокруг подготовки к Чемпионату мира по футболу, привлекающими внимание правоохранительных органов.

2011

сент.19

Еврейская автономная область

Александр Левинталь

4 (5)

Относительно недавнее назначение создало дополнительные ожидания внутри и за пределами региона – особенно в случае успеха политики привлечения инвестиций и создания территории опережающего развития.

Приходится действовать в условиях ухудшения бюджетной ситуации, преодолевать проблемы кадрового дефицита и инерцию восприятия как «неместного».

2015

сент.20

Ненецкий автономный округ

Игорь Кошин

4- (4-)

Инициативность. Активность. Наличие союзников на федеральном уровне. Обсуждение гипотетических сценариев объединения с Архангельской областью при доминировании НАО.

Отмена прямых выборов создала угрозу снижения политической субъектности, значимой с учетом традиций высокой динамики внутриэлитной жизни. Задачи создания успешного управленческого кейса пока не решены.

2014

сент.19

Ханты-Мансийский автономный округ

Наталья Комарова

3 (4+)

Сумела выстроить отношения с частью нефтяных компаний. Отмена прямых выборов снизила политический вес губернатора, однако помогла избежать электоральных рисков.

Присутствует высокая конфликтность на окружном, муниципальном и областном уровне, которая может сделать губернатора мишенью для атак с учетом высокой привлекательности региона для любых претендентов.

2010

сент.20

Чукотский автономный округ

Роман Копин

4 (5)

Округ не создает проблем для федеральной повестки.

Отсутствует устойчивая управленческая репутация как позитивного, так и негативного содержания.

2008

сент.18

Ямало-Ненецкий автономный округ

Дмитрий Кобылкин

4+ (5)

Возглавляет один из «витринных» регионов в части социально-экономической политики. При этом успешно выстраивает отношения с «Газпромом» и «Новатэком».

Отмена прямых выборов делает неравновесными отношения с Тюменской областью. Периодически номинируется в числе кандидатов на федеральные посты.

2010

сент.20

Крым

Сергей Аксенов

4

Выступил одним из лидеров в процессе присодинения Крыма к России. Успешно использует приоритетность темы Крыма для федеральных властей

Вступает в периодические конфликты с федеральными ведомствами. Существует риск выдвижения депутатов Госдумы от Крыма в качестве альтернатив действующему главе.

2014

сент. 19

Севастополь

Дмитрий Овсянников

5-

Удачно использует имиджевый эффект после замены непопулярного губернатора. Заключил ситуативный союз с А.Чалым. Добился возвращения прямых выборов. Может опереться на федеральные бизнес-группы.

Не имеет достаточного опыта в публичной политике. Стоит перед задачей наращивания электорального рейтинга. Возможна недооценка остроты элитных противоречий и протестного потенциала в городе.

2016

Врио

http://fpp.spb.ru

Добавить комментарий