Новый опыт дистанционного обучения по коротким программам Ворлдскиллс оказался успешным

В рамках II Национального форума «Навыки мудрых» прошла сессия «Дистанционное обучение по коротким программам Ворлдскиллс: новый опыт и методики сети центров обучения Ворлдскиллс». В 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обучение слушателей программ было переведено в дистанционную форму. Академия Ворлдскиллс Россия разработала специальные дистанционные программы обучения по 43 компетенциям Ворлдскиллс, а в ранее созданные программы внедрила элементы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Участники сессии проанализировали этот опыт и оценили эффективность применения новых дистанционных форматов для обучения по программам практической подготовки Ворлдскиллс.

«Перевод обучения в дистанционный формат стал особенно острой темой в последнее время, в том числе и для проекта «50 плюс»», – отметила модератор мероприятия, начальник отдела аналитики и цифровых сервисов Академии Ворлдскиллс Россия Ксения Оруджова. – В федеральных центрах обучения было обучено более 1 тысячи человек из 77 регионов, почти 2,5 тысячи граждан были обучены дистанционно в своих регионах, еще более 7,5 тысяч человек прошли обучение по частично дистанционному формату. При этом 3 тысячи человек сдавали демонстрационный экзамен полностью онлайн».

Спикеры отмечали одинаковые сложности, с которыми столкнулись участники дистанционных программ обучения. «Иногда у слушателей были маломощные компьютеры или даже не имеющие видеокамер, слабый интернет, многие не умели работать с компьютерами и некоторыми программами», – отметила заместитель директора Колледжа предпринимательства № 11, сертифицированный эксперт по компетенции «Разработка мобильных приложений» Кристина Адилова. А директор Тольяттинского социально-педагогического колледжа Ирина Мальченкова рассказала, что одним из путей решения проблем стала доставка жителям региона компьютерной техники: ноутбуков, моноблоков, видеокамер.

Быстрее вошли в новый ритм подготовки те центры обучения, которые ранее уже имели опыт дистанционной работы со слушателями. «Наше учебное заведение с конца 90-х годов использует механизмы дистанционного обучения. Наш контингент, а это более 2 тысяч человек, использует их, но переход на полный дистанционный формат стал для нас вызовом. Нам помогла собственная платформа, разработка нашего института, с удобной навигацией, а это было важно», – рассказала проректор Института косметологии, эстетической медицины и визажного искусства – Дома русской косметики, международный эксперт по компетенции «Эстетическая косметология» Анна Сикорская.

«Мы быстро перестроились, чтобы не прерывать обучение. Переход на дистанционную форму не стал для нас чем-то новым, наша организация обучает слушателей и в дистанционном формате, около 10 тысяч человек у нас прошли обучение в такой форме. Мы уже располагали своей платформой, наш сайт был полностью адаптирован», – поделилась директор Академии кадрового резерва, эксперт с правом проведения регионального чемпионата по компетенции «Предпринимательство» Татьяна Леонтьева.

В Тольяттинском социально-педагогическом колледже организовали обучение по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» в дистанционном формате. «В рамках программы повышения квалификации «5000 мастеров» мы подготовили уже более 500 преподавателей и мастеров производственного обучения по двум компетенциям, а за последние неполные два года в проекте «50 плюс» у нас прошло обучение почти 800 слушателей по пяти компетенциям. За это же время мы разработали и реализовали 17 программ повышения квалификации и переподготовки, – рассказала Ирина Мальченкова. – Наш пилот в дистант-формате для лиц старшего возраста, который мы провели в декабре 2019 года, обучив 66 человек, неожиданно оказался очень ценным для нас, уже с весны 2020 года мы обучали слушателей всех 8 округов страны».

Одной из главных задач для всех центров стало обеспечение процесса обучения удобными платформами – как собственными разработками, так и платформами свободного доступа, которые бы позволяли слушателям учиться в комфортном режиме. В ряде случаев преподаватели — эксперты Ворлдскиллс через удаленный доступ к компьютеру предоставляли уже настроенное рабочее место, разрабатывали инструкции, чек-листы и методические материалы для слушателей. «В нашей компетенции сложно успевать дистанционно за преподавателем и получать опыт мгновенно, поэтому по каждой теме был разработан видеоматериал. Слушателям “50 плюс” не приходилось торопиться — после занятия они могли продолжать свои тренировки. Такой метод дал возможность обучить более 100 человек, а это очень сложная компетенция», – поделился опытом руководитель отдела дополнительного профессионального образования Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, сертифицированный эксперт по компетенции «Разработка дополненной и виртуальной реальности» Роман Асланов.

Как перевести в дистанционный формат прикладные компетенции, рассказал менеджер компетенции «Ремесленная керамика» Сергей Домницкий. Для реализации программы дистанционного обучения было необходимо обеспечить каждого слушателя гончарными кругами, инструментами и расходными материалами. «Если бы мне год назад сказали, что можно научить гончарить дистанционно, я бы не поверил, но это оказалось посильно, — отметил Сергей Домницкий. – Обучающиеся могли использовать гончарный круг не только на занятиях, но и в свободное время. В итоге результаты демонстрационных экзаменов у них оказались выше, чем у очников. Думаю, мы будем и далее реализовывать такую практику, несмотря на то что это очень прикладная компетенция».

Дистанционный формат обладает своими плюсами. Эксперты отмечают, что слушатели были менее стеснительны в своих вопросах, чем в очной форме обучения. Онлайн-формат мотивировал их продолжать саморазвитие и искать новые возможности дальнейшего обучения в интернете. Участники старшего возраста отмечали удобство индивидуального ритма работы, возможность постоянного обращения к записям занятий, индивидуальную работу с экспертами. Кроме того, слушатели после окончания учебы продолжают общаться в онлайне друг с другом и с экспертами – так организуются сообщества по интересам. А те, кто начали свою деятельность уже по новой компетенции, в том числе став самозанятым, активно просят совета у более опытных слушателей и выпускников. Кроме того, расширилась география обучения, желающих стало больше, уже активно идет запись на следующий год.

———————————————

Справка РИА Rusnews1

Финал III Национального чемпионата «Навыки мудрых» для профессионалов старше 50 лет проходит в Новосибирске 25-27 сентября 2020 года в дистанционно-очном формате. В чемпионате принимают участие более 260 россиян из 64 регионов страны.

Добавить комментарий