В правительстве ЕАО прошло совещание, на котором речь шла о миграционной политике в автономии. По сообщению департамента пресс-службы губернатора и правительства области, «обсуждались результаты мониторинга и анализа миграционных процессов, происходящих на территории ЕАО, их влияние на социально-экономические и другие аспекты развития территории. На заседании говорилось о том, что Еврейская автономная область относится к регионам, социально-экономическое развитие которых тесно связано с миграционными процессами. Ежегодно на территорию ЕАО прибывает от 12 до 16 тысяч мигрантов, большинство из них – граждане КНР. Граждане стран – участников СНГ чаще всего приезжают в регион с целью осуществления трудовой деятельности, а затем остаются на постоянное место жительства, их численность растет. Именно эта категория мигрантов, в том числе участники государственной программы переселения соотечественников из-за рубежа, может потенциально способствовать росту постоянного населения области. До 2014 года прирост населения за счет этой категории граждан составлял в среднем 70 человек в год, в 2014 году – 124 человека, в 2015-м – 263. Однако, несмотря на это, численность населения области все же снижается по причине естественной убыли, а также миграционного оттока в другие субъекты Федерации», говорится в сообщении пресс-службы губернатора и правительства ЕАО.
По данным территориального органа в ЕАО федеральной службы государственной статистики (Еврстата), демографическая обстановка в области тревожная. Миграционная убыль только за прошлый год составила 91,7 процента от общей убыли населения. Число граждан, сменивших постоянное место жительства в ушедшем году, увеличилось в сравнении с аналогичным показателем в 2014 году на 1152 человека (на 11,3 процента). В область прибыло 4660 человек, а выбыло – 6674 человека. То есть численность населения области уменьшилась за счет миграции на 2014 человек. Этот же показатель в 2014 году — 1832 человека.
Для какого-нибудь крупного региона отток населения невелик. Но в маленькой ЕАО всего-то проживает постоянно 166,1 тысячи человек (по предварительной оценке Еврстата). Так что миграционная убыль постоянного населения плюс естественная убыль и в результате область потеряла только за один год 2,2 тысячи человек. В январе – декабре 2015 года в автономии родилось 2349 детей, а умерло в возрасте до одного года -30. Всего же умер – 2591человек. Естественная убыль увеличилась более чем на треть. Умерших людей больше, чем родившихся, на 10,3 процента. В 2014 году этот показатель был — 7,6 процента.
Еврстат постоянно присылает в редакцию газеты сводки для публикации. Из них следует, что за последние десять лет численность населения области уменьшилась более чем на 20 тысяч человек.
Ситуацию комментируют сотрудники ИКАРП ДВО РАН Татьяна Комарова, заместитель директора института по научным вопросам, кандидат географических наук, доцент, и Светлана Мищук, заведующая лабораторией института, кандидат экономических наук, доцент.
— В отличии от других регионов России, где идет прирост населения, у нас, на Дальнем Востоке, начиная с 90-х годов идет убыль численности постоянно проживающих здесь людей. И самая большая убыль наблюдается в Еврейской автономной области, в Приморье и Амурской области. В остальных дальневосточных регионах ситуация иная. В нашей области до 2012 года увеличивалось количество новорожденных, но после 2013 года показатель рождаемости уменьшился. И на это есть объективные причины: снижается количество детородного населения, особенно молодого возраста. С 2008 года в области уменьшилось количество женщин репродуктивного возраста. Поэтому мы идем к новой «демографической яме», которая будет ближе к 30-м годам. У нас начнутся новые демографические проблемы.
Плюс ко всему в области идет процесс старения населения. Мы, конечно, отстаем от европейской части России, от некоторых регионов Дальнего Востока по этому показателю, но старение населения в автономной области продолжается. Если раньше у нас было много детей и мало пожилых людей, то сегодня ситуация поменялась, с каждым годом в области прибавляется количество пожилых людей. В науке существует такое понятие, как демографическое старение населения. Любой регион считается старым, если доля людей старше 65-ти лет составляет в нем семь и более процентов. (Это — по оценке Организации Объединенных Наций.) Если мы говорим о России, то она давно встала на путь, по которому идет большинство европейских стран. Более 16 процентов населения России считается демографически старым. На территории области были достаточно неплохие показатели, даже несмотря на то, что в 90-е годы мы переживали не лучшие времена, — говорит Татьяна Комарова.
— Старение населения сопровождается другим неприятным процессом – увеличением смертности. Среди причин смертности на первом месте – болезни системы кровообращения, от которых в области умерли за год 1399 человек (54 процента). От новообразований умерли 345 человек (13,3 процента), от туберкулеза – 58 человек (2,2 процента). От неестественных причин – 334 человека (12,9 процента).
— Одна из причин высокой смертности населения нашей области – низкий уровень социально-экономического развития, и прежде всего низкий уровень развития здравоохранения. Обеспеченность врачами в области самая низкая в Дальневосточном регионе. Да, койко-местами мы обеспечены, у нас это самый высокий показатель на Дальнем Востоке. Но вот врачей у нас катастрофически не хватает. В связи с этим в ЕАО высокая смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний. Да, структура смертности у нас такая же, как в среднем по России – сердечно-сосудистые заболевания, онкология и внешние причины. Но если за последние годы в России смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сокращается, то в ЕАО ничего не меняется к лучшему.
Для успешного лечения необходимо выявить болезнь на ранних ее стадиях. В ЕАО не хватает не только узких специалистов, но и обыкновенных терапевтов. Наша и Амурская область отличаются повышенной смертностью мужского населения трудоспособного возраста. А это еще и экономические потери валового регионального продукта. Из-за высокой смертности мы недополучаем каждый год около трех процентов валового регионального продукта. Пока мы не решим проблему смертности, область не выйдет на показатели естественного прироста населения,- продолжила Татьяна Комарова.
— Возникают извечные российские вопросы: кто виноват и что делать?
— Никто не виноват. Процесс замедления роста численности населения начался еще в 60-е годы. До них шел мощный послевоенный компенсационный рост численности населения страны, понесшей за годы войны громадные людские потери. Снижение показателей рождаемости на территории России в 60-е годы особенно никто и не заметил, кроме демографов. Да и не могли заметить: данные о рождаемости, росте численности населения были закрыты для печати. Однако проблемы демографии медленно, но верно нарастали, их нужно было решать, а достаточного внимания демографии в стране не уделяли. Тем более, что ситуация время от времени как бы сама собой улучшалась – в те же 80-е годы. А в 90-е проблемы демографии усугубил экономический кризис. Сегодня ситуация повторилась. Так что уменьшение численности населения – не новшество для России, проблема застарелая. Только сейчас обострились еще и миграционные процессы,- говорит Светлана Мищук.
На совещании, что прошло в правительстве области, акцент сделали на трудовой миграции. Доклады прочитали представители ОФМС России по ЕАО, руководители управления экономики и управления по внутренней политике области. В работе совещания приняли участие представители управления по труду правительства области, по обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействию с правоохранительными органами, УМВД России по ЕАО, Биробиджанской таможни. Совещание провел заместитель председателя правительства области Андрей Коробов.
— Я также была на совещании, — говорит Светлана Мищук. — Миграция населения – традиционный процесс в целом для Дальнего Востока и ЕАО. У нас всегда был мощный поток мигрантов — к нам и обратно. Нельзя говорить, что все с 90-го года отсюда побежали. Были годы на Дальнем Востоке, когда более 20-ти тысяч человек приезжало и почти столько же уезжало. ЕАО в принципе – это классический вариант миграционной убыли населения. И ведущую роль здесь играет экономический фактор. Область мы знаем как территорию, где минимальные доходы населения и минимальная заработная плата среди всех субъектов Дальнего Востока. Вот и все основные причины оттока людей из ЕАО в другие регионы, люди хотят устроить свою жизнь лучше. И те, кто считает, что может применить свои знания, силы и умение в другом регионе, они уезжают. И пока в области не будут созданы соответствующие условия для лучшей жизни, люди отсюда будут уезжать. Это очевидно.
— К нам и приезжают люди. Что об этом говорит наука?
— Если посмотреть на географическую структуру миграции, то ее можно разделить на две составляющие: внутрироссийскую и международную. Из ЕАО люди выезжают в Хабаровский край, Приморье, Сибирь, Центральный федеральный округ, Краснодарский край. Если говорить о международной миграции, то в первую очередь – это страны СНГ. Оттуда идет положительный приток мигрантов. Но он не выравнивает убыль населения. К примеру, за два последних года по программе переселения соотечественников из-за рубежа в область приехали 387 человек. Выполнен план прошлого года. А уехало людей в рамках внутрироссийской миграции в несколько раз больше. У нас есть, конечно, приезжие из российских регионов, но численность людей, прибывших в область на постоянное место жительства и осевших здесь, крайне мала. Поэтому у нас отрицательные показатели миграции.
Если говорить о причинах такого явления, то они характерны для многих регионов. Мы не можем предложить мигрантам высокую заработную плату. И напротив, та же Кемеровская область, Приморский край имеют возможность привлечь мигрантов более высокой, чем в ЕАО, заработной платой. Мы высокую зарплату можем предложить только некоторым специалистам, что кардинально не меняет демографическую ситуацию.
Нам гордиться нечем, абсолютно нечем. Если посмотреть рейтинг ЕАО, то она входит в последнюю пятерку регионов. Отсталое состояние экономики. Как из этого состояния выходить? Так как предлагают некоторые политики – сделать из Дальнего Востока нечто вроде отстойника – совершенно неприемлемое предложение. Надежда все ж есть. Позиция правительства Российской Федерации — поднимать экономику Дальнего Востока путем создания территорий опережающего развития. Однако на одной надежде далеко не уедешь. Если планы не начнут претворять в жизнь, то останется только надежда, – сказала Светлана Мищук.
Оригинальный материал газеты «На все меньше и меньше»в «Биробиджанской звезде».
Фото главного редактора RusNews1 Владимира РЕПИНА.