“Светят” ли новые звезды Хинганску?»- спрашивает автор одноименного материала из газеты «Биробиджанская звезда» Николай Немаев. РИА RusNews1 публикует материал со ссылкой на первоисточник. Как помнят внимательные читатели наше издание первое сообщило о том, что в этом поселке возрождается добыча олова. Согласно данных официального иностранного сайта компании в составе акционеров несколько выходцев из компании «Петропавловск», а также бывший глава Облученского района Виктор Лятковский. Настоящее «месторождение» цветного металла таится… в отходах заброшенного комбината
Былое и думы
В советские времена у горняков, шахтеров была традиция зажигать на предприятиях электрические красные звезды. Их устанавливали на самом высоком месте — административных зданиях, башнях, чтобы все видели — трудовой коллектив добился успеха. Зажигали такие звезды и в поселке Хинганске Облученского района, где сразу после войны, в мае 45-года, начали добычу олова. Его использовали не только в военной промышленности, но и, к примеру, в пищевой. Постепенно среди красивых сопок вырос уютный поселок горняков и довольно крупный для страны комбинат «Хинганолово».
К сожалению, в нашем недалеком прошлом звезда Хингана погасла. В прямом и переносном смысле этих слов — комбинат закрыли. Говорят, что главная причина — резкое падение мировых цен на олово, добыча его для предприятия оказалась нерентабельной. Заброшенную шахту заполнила вода, от обогатительной фабрики осталось всего ничего, а горняки подались искать работу в другие места.
В конце августа этого года я побывал в Хинганске. На фоне чарующего буйства природы смотрели на меня пустыми глазницами несколько коттеджей, где когда-то жили семьи горняков. Пятиэтажка тоже заброшена, даже крыша разрушена. Печальное зрелище.
— Я родился, вырос и сорок лет прожил в Хинганске, — рассказывал мой собеседник. — Мама похоронена в Хинганске. На родительский день заезжаю на кладбище, помяну родителей – и поехали. В сам Хинганск вот уже четыре года не заезжаю. В 80-е я видел здесь счастливые лица земляков, прекрасный ухоженный поселок – цветы, даже фонтаны! Хороший клуб. Стучал копер, шла перегрузка олова. Все ходили на работу, в четыре смены трудились. Поселок был в три с половиной тысячи человек. Когда-то было и пять, и семь тысяч! Строили дома, рос Хинганск. А сейчас? Мне просто больно смотреть на то, во что он превратился. И чтобы не ворошить память воспоминаниями, я в поселок не заезжаю.
Сербы, британцы и наши «хвосты»
Глава Облученского городского поселения Александр Головатый рассказал автору этих строк, что сейчас в поселок зашла компания, которая готовится перерабатывать так называемые «хвосты». (Так горняки называют отходы дробления и последующей промывки оловянной руды – прим. автора.)
– Компания называется «Ресурсы Малого Хингана». Учредители ее – москвичи. А исполнительным директором там сейчас Виктор Антонович Лятковский – бывший глава Облученского района.
В сентябре в район приехали представители компании, трое или четверо – инвесторы из Великобритании и Сербии. Они сейчас находятся где-то в Облучье или Хинганске и рассматривают возможность привлечения денежных средств на строительство предприятия для переработки «хвостов» бывшего комбината. Компания получила лицензию на право пользования недрами для разработки хвостохранилища, – рассказал мой собеседник.
Чем же привлекли московских и зарубежных инвесторов старые хинганские «хвосты»?
По оценке, исходя из той технологии, что была на комбинате, в отходы уходило около 20 процентов олова. Объем «хвостов» тоже примерно известен — около десяти миллионов кубометров. Можно посчитать общие запасы олова в давних отходах.
— Цена этого металла сегодня на Лондонской бирже металлов очень хорошая, была еще лучше – до 30 тысяч долларов за тонну, падала – до двух с половиной, сегодня около пятнадцати с половиной. Цена достаточно привлекательная для инвесторов, – сказал мне Виктор Лятковский. – Поэтому и было принято решение организовать поначалу добычу цветного металла там, где результаты более предсказуемы, — переработать пески, отходы производства бывшего комбината и заработать определенные деньги. А затем, имея капитал, расширять добычу олова — рудного, забрать весь хинганский куст.
Сейчас идет исследование «хвостов» и взята дополнительная лицензия на разведку практически всей неразведанной территории месторождений касситеритов вокруг Хинганска. Плюс два месторождения, которые разведаны, — Центральное и Березовское.
Время надежд и… проблем
Виктор Лятковский сказал, что в соответствии с законодательством состоялись общественные слушания проекта добычи олова в Хинганске. На слушание пришли жители поселка:
— Мы боялись, что никто не придет. Опасения оказались напрасными, хинганцы не только пришли, но и заинтересованно, по-деловому давали советы. Люди, по-видимому, вспоминая былой поселок, его историю, работу и славу горняков, восприняли общественные слушания как надежду на возрождение поселка.
Что лично мне не нравится в хорошем деле возрождения добычи олова в области? Компания работает сегодня по законам, как будто она готовит к эксплуатации совершенно новое месторождение олова, а не техногенные его запасы. То есть мы должны провести поиск, разведку, доказывать все и всем в соответствующих инстанциях, мол, отходы производства будем перерабатывать так-то и так-то. На мой взгляд, в данном конкретном случае переработка «хвостов» не требует столь масштабных подготовительных, оценочных и других работ.
К сожалению, в стране наши законодатели ничего нового не придумали. И мы готовимся к промывке песков, как говорится, по полной программе нашего законодательства. И получается, во-первых, все подготовительные действия, от начала получения лицензии до конкретной переработки техногенных запасов олова (и не только его), трудоемки и обременительны. А во-вторых, компания теряет время и тратит немалые деньги на сомнительные процедуры. Полагаю, что вот эту конкретную подготовку к переработке отходов производства бывшего комбината можно существенно упростить и ускорить, тем самым быстрее создать рабочие места для области и государства, получить соответствующие налоги. Но далеко не все наши чиновники хотят этим заниматься, вникать в проблемы. И это печально.
– Виктор Антонович, не раскрывая коммерческие секреты, скажите, пожалуйста, существуют ли новые технологии извлечения олова из так называемых хвостов? Ведь измельченную руду уже один раз промывали. Не случится ли так, что компания не получит желаемого количества олова из песков?
— Хороший вопрос. Я человек старой формации. Изучал прежние технологии добычи металлов из руды и песков. И технология у нас пока старая. Но мы живем в XXI веке и общаемся посредством в том числе и Интернета. Читаем новости, и есть информация о том, что в Китае, Канаде достаточно хорошо отработали технологию добычи металла из техногенных запасов. Компания намерена закупить там технику и с помощью зарубежных специалистов освоить передовую технологию добычи металла. Часть оборудования для разведочных работ получена. Проведен отбор проб песков, в лаборатории проверили их на количество содержания олова и получили цифру, о которой я уже сказал. Далее мы подготовили несколько килограммов оловоконцентрата для выплавки олова на заводе. Содержание металла в концентрате 68 процентов, это даже выше, чем было на комбинате «Хинганолово». Но это все — лабораторные пробы в объемах десяти килограммов концентрата. Сейчас готовим так называемые технологические пробы, они ближе непосредственно к производству. Задача была – намыть порядка ста килограммов концентрата. Промыли около тысячи кубометров песка. Получили нужное количество концентрата. Это еще не массовое его производство, а только ориентировочное. Нужно посмотреть, что же там накоплено в хвостохранилище, проанализировать технологические пробы, сделать выводы. Это как бы грубая отработка будущей технологии извлечения оловоконцентрата из песков. Теперь будем отправлять пробы в Канаду, Австралию и Китай. Там специалисты сделают анализ проб и предложат нам современную технику и технологию переработки отходов. Надеюсь, что производство будет экономически выгодным.
Согласно лицензии, к осени будущего года компания должна начать массовый выпуск оловоконцентрата, – рассказал Виктор Лятковский.
«В шестидесятых – начале семидесятых годов геологи провели его разведку, посчитали запасы олова и поставили на баланс. Бывший комбинат там олово не добывал, поскольку в нем оказалось много примесей цинка, свинца и других металлов, которые по технологии добычи надо извлекать или убирать в сторону. Качество олова там ниже, и технология, которая была разработана для извлечения олова Хинганского месторождения, не подходила для Центрального. Нужно было строить другую фабрику и устанавливать другую линию оборудования для обогащения руды.
Общественности ЕАО расскажут кто будет разрабатывать хвостохранилища бывшего «Хинганолово»