Основные «белые пятна» в региональном инвестиционном законодательстве на Дальнем Востоке — неурегулированность концессионных соглашений, отсутствие полномочий в сфере государственно частного партнерства (ГЧП) и «достройка» правового поля для реализации промышленной политики. Результаты исследования механизмов поддержки инвестиционной деятельности в субъектах ДФО представила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева на ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», которая состоялась в Москве 1 декабря. Амурскую область, Хабаровский край, Магаданскую область отличает высокое качество работы региональных специализированных организаций, инфраструктуры для бизнеса, инвестиционного портала и совета. Анализ регионов, получивших низкие оценки, позволил выделить точки роста.
«Приморскому краю необходимо повысить доступность региональной инфраструктуры и больше взаимодействовать с бизнес-сообществом, Камчатке — наладить взаимоотношения с институтами развития Дальнего Востока и оптимизировать деятельность инвестиционного совета, Чукотке — создать инвестиционную инфраструктуру и вовлечь население в предпринимательскую деятельность», — сказала Светлана Чупшева. Глава АСИ подчеркнула, что базовые нормы финансовой поддержки — госгарантии и налоговые льготы — реализованы во всех дальневосточных регионах, но многие инструменты стимулирования инвестиционной деятельности не используются в полной мере.
«В Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе отсутствуют нормы, которые определяют порядок рассмотрения предложений и заключения концессионных соглашений. В Приморском крае не определено, кто наделен полномочиями в сфере ГЧП, нет порядка межведомственного взаимодействия. На Чукотке и в ЕАО его тоже нет. Не реализуется закон о промышленной политике. На Камчатке не прописан порядок заключения специальных инвестиционных контрактов, а на Сахалине и в Якутии региональное законодательство о промышленной политике требует доработки. Хабаровский край — единственный регион, где предусмотрено субсидирование затрат на создание частных индустриальных парков», — сообщила Светлана Чупшева.
Она также отметила, что ДФО лидирует по темпам роста инвестиций в уставной капитал компаний, но отстает по количеству новых предприятий МСП. «Мы видим опережающий рост инвестиций в основной капитал. Среднегодовой темп роста объема инвестиций на Дальнем Востоке +10%, в России + 3%. Динамика в секторе МСП отстает от общероссийского уровня — в первую очередь, по числу новых предприятий», — отметила глава АСИ. Главными сдерживающими факторами для развития МСП она назвала низкую доступность кредитов, активность контролирующих органов и большое количество уголовных дел в отношении предпринимателей. «Объем кредитования в расчете на 1 субъект МСП на Дальнем Востоке на 18% меньше чем в целом по России. Количество проведенных контролирующими органами проверок на 1 тыс. субъектов МСП в 2017 году на 7% выше, чем в среднем по стране», — уточнила Светлана Чупшева.
Помощник президента России Андрей Белоусов напомнил, что в сентябре 2017 года глава государства Владимир Путин дал поручение обеспечить к 2020 году вхождение регионов Дальнего Востока в топ-30 национального рейтинга состояния инвестклимата.
«Мы, когда готовили это поручение президента, написали, что регионы Дальнего Востока должны войти в топ-30 в течение пяти лет. Он вычеркнул, поменял на «в течение трех лет». Это было его личное решение», — сообщил Андрей Белоусов. Он отметил, что пока реализован только первый этап развития Дальнего Востока. «Мы создали перепад во внутренних отношениях, в условиях ведения бизнеса, дали сверхльготы — в первую очередь, это ТОРы. Сейчас это привело к тому, что бизнес начал приходить на Дальний Восток. Демографические тенденции замедлились, но перелома пока не произошло. Говорить о переломе мы сможем только тогда, когда у нас произойдет кардинальное изменение — то есть начнется миграционный прирост», — пояснил Андрей Белоусов.
По его словам, чтобы условия жизни на Дальнем Востоке были более привлекательными, чем в «западной России», нужно существенно изменить предпринимательский климат. «За последний год Амурская область и Хабаровский край резко пошли вверх (в национальном рейтинге инвестклимата — прим.). Почему в Хабаровском крае можно создать комфортные условия, а в Приморье нельзя? Чем Приморье так радикально отличается от Хабаровского края? Я понимаю, Якутия большая, там есть своя специфика. Чукотка, Камчатка — там тем более специфика. Но что касается Магаданской области, Приморья, там условия принципиально не отличаются от того, что есть в Амурской области и в Хабаровском крае», — подчеркнул Андрей Белоусов.
С ним согласился министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, который отметил, что повысить эффективность отстающих регионов поможет качество работы управленческих команд. «На федеральном уровне созданы особые условия для развития Дальнего Востока, но в регионах он используется по-разному. В регионах, которые находятся в “красной зоне” (Приморский край, Камчатский край и Чукотский автономный округ – прим.), сосредоточены основные проблемы и основные недоработки. Это вызывает непонимание, как что-то получается в Хабаровском крае и не получается в Приморье. Нет у этого никакого объяснения, кроме как качества работы региональных управленческих команд», — заявил Александр Галушка.