Проект «Зачарованная» представлен зрителям Сочи

В Зимнем театре Сочи недавно прошла встреча с автором экспозиции «Зачарованная» Асель Саргаскаевой, на которой ценители абстрактного искусства смогли задать вопросы художнице и узнать детали создания каждой из картин. Предлагаем читателям нашего издания материал Ирины Шрайнер о смыслах авторского проекта «Зачарованная».


Немногие помнят историю формирования связи магии с женским образом, но все прекрасно знакомы с этим феноменом через литературное, изобразительное искусство и кинематограф. Разница заключается в вере в эти способности. Этот конфликт внутри логического и метафизического мышления всегда будоражит людей. Асель Саргаскаева подмечает свойства знаков, символов и вещей, исследует свои ощущения, делится чувственным опытом. Название проекта – это символ заложенных ею смыслов.

На протяжении долгого времени человечество экспериментировало над интерпретацией женских образов. Не считая последнего столетия, два тысячелетия до были посвящены “обезоруживанию” женщины, понижению ее влияния на все сферы социальной и политической жизни. Одним из самых коварных приемов стало навязывание их связи с потусторонним миром. Тексты, на которые опирались при определении явлений колдовства были феминитивны — они считали женщин более склонными к греху, чем мужчин. Эволюция сознания человека отвели вопросы религии на второй план, а современность создала новые мистические образы. Теперь их принято считать источником силы.

Такой подход позволил женщине обрести новую искренность, где есть место для ее эго и альтерэго. Все те качества характера и внешности, которые общество хотело искоренить: агрессивность, независимость, злобность, уродливость, красота, тяга к знаниям, стали инструментами для счастливой жизни, позволяющие быть естественной и свободной. Немаловажен во всем этом аспект мученичества, цена, которую пришлось заплатить за независимость. Исторические события, такте как святая инквизиция, были суровым опытом человечества, но в результате женщина отстояла право на жизнь и собственное мнение в патриархальном мире.

Асель Саргаскаева: “Отобранные для выставки картины включают серию Зачарованный лес, Тайна летающей женщины, диптих Рождение рода, мистическую Пирамиду и другие работы. Зачарованная – проект, входящий в серию выставочных проектов Шелковый путь, которые посвящены исследованию проблемы счастливого существования женщины и свободы ее творчества. Все, что их объединяет — Восток, моя Родина. Папа, а затем и вся семья, с детства называют меня Асель — Звезда Востока. Очень долгое время я так подписывала свои картины или зашифрованные сообщения. Я считаю важным распространять культуру Востока, привнести Западу его изюмику через свои картины. Каждая из выставочных тем шелкового пути созвучна с моей миссией – говорить о важности баланса в отношениях мужчин и женщин, а также открывать ценность культуры Казахстана за рубежом”.

Визуальная форма знаков и образов на картинах, если рассматривать без привязки к их смыслу, отражаетэмоциональное состояние автора. Изображения сами по себе вполне выразительны и лаконичны, но простраивая внутреннее пространство художница демонстрирует свою маэстрию, высказывая свою философию и глубокиерассуждения на тему добра и зла, рождения и смерти, принципов определяющих духовность с помощью графических и живописных средств. Играя с физическими свойствами художественных материалов на поверхности бумаги, художница создает визуальные связи, наращиваетсложный внешний облик произведения. Результат этогорукотворного, кропотливого процесса заставляетзадуматься: перед нами графическое или живописное произведение?

Исследуя в проекте “Зачарованная” не только определенное состояние, а целый виток времени, Асель Саргаскаева включает публику в социальный дискурс о роли и влиянии женщины в прошлом и современном мире. Изучая данный вопрос неожиданно погружаешься в историю Великобритании и ее непосредственное влияние на формирование Новой Англии: в 1563 году королева Англии Елизавета подписала указ, который предусматривал смертную казнь за колдовскую деятельность, после чего уже при правлении Карла II пуританская часть общества из-за массовых преследований была вынуждена эмигрировать в Америку, которая впоследствии тоже ввела смертную казнь, но все же была гораздо гуманнее в своих религиозных проявлениях по отношению к женщинам,нежели в Европе. Недаром цикл выставочных проектов Асель Саргаскаевой начался в Казахстане, продолжается в Англии, а затем в Америке. Такая последовательность позволяет познакомиться с творчеством художницы в философском ракурсе, исследовать важную проблему во временном и территориальном срезе.

Своими проектами Асель выражает личное видение проблемы. При этом ее понимание может отличаться от общепринятых взглядов на Западе. Этот интерес способствует большему взаимодействию зрителя с личностью художницы и плодов ее творчества. 
Выставка художницы продлится в Зимнем театре Сочи до конца ноября.

Ирина Шрайнер.

Специально для РИА RUSNEWS1.

Добавить комментарий