Расходование средств на управление водными ресурсами в Хабаровском крае признано неэффективным

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка использования в 2014 — 2016 годах и истекшем периоде 2017 года государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами на территории Дальневосточного федерального округа и выполнение задач Водной стратегии Российской Федерации». Об этом сообщает корреспондент РИА RusNews1 со ссылкой на информацию пресс-службы Счетной палаты РФ.

Объекты контрольного мероприятия: Правительство Хабаровского край, Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Правительство Магаданской области.

Проверяемый период деятельности: 2014-2016 гг. и истекший период 2017 г.

Проверка в целом показала, что контроль со стороны Росводресурсов за расходованием средств федерального бюджета, направляемых регионам Дальневосточного федерального округа на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами*, а также их использование регионами, остается по-прежнему не на должном уровне, о чем свидетельствуют многочисленные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки.

По итогам проверки отмечены факты недостижения регионами Дальнего Востока целевых прогнозных показателей и показателей результативности, предусмотренных соглашениями о предоставлении субвенций и субсидий, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, срыву своевременной реализации мероприятий и переносу срока ввода объектов в эксплуатацию.

При проверке реализации мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений установлены нарушения Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и свидетельствует о невыполнении государственными заказчиками обязанностей по обеспечению соблюдения обязательных требований при строительстве и эксплуатации гидротехнического сооружения:

Так, в Российском регистре отсутствует информация по 47 гидротехническим сооружениям (90,4% от 52), расположенным на территориях Хабаровского края и Магаданской области.

25 ГТС на территории ДФО эксплуатируются при отсутствии утвержденной декларации безопасности и разрешений на эксплуатацию. При этом восемь ГТС являются бесхозяйными (Магаданская область, Приморский и Хабаровский края), 4 из которых находится в Хабаровском крае. Работы по ним не проводятся.

Несмотря на ежегодные паводки с серьезными последствиями, Администрацией Приморского края не заявлялись мероприятия по строительству и капитальному ремонту ГТС, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, что приводит к неоднократному возникновению чрезвычайных ситуаций.

Проверка также показала, что строительство части объектов осуществляется на земельных участках, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, а на построенные объекты до настоящего времени не зарегистрированы права собственности. Не обеспечивается страхование опасных объектов.

Кроме того, проверкой установлено, что на территории Дальневосточного федерального округа почти половина объема водных ресурсов используется без приборов учета, что создает риски недопоступления в федеральный бюджет соответствующих доходов.

В ходе проверки заключения и исполнения государственных контрактов и договоров на строительство и капитальный ремонт ГТС, экологическую реабилитацию и осуществление водоохранных мероприятий на территории ДФО установлены многочисленные нарушения и недостатки, в том числе:

— нарушения закона о контрактной системе, Гражданского кодекса и условий государственных контрактов на общую сумму 468 млн руб., что привело к необоснованному использованию бюджетных средств и ущербу в размере 298,2 млн руб.;

— нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контрактов на общую сумму 226 млн руб., приведшие к удорожанию стоимости строительства на общую сумму 24,4 млн руб.;

— факты оплаты невыполненных работ на сумму более 156 млн руб.;

— неприменение заказчиками мер ответственности за неисполнение обязательств по контрактам на сумму 18,8 млн руб.

Кроме того, выявлены факты, свидетельствующие о признаках нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 756 млн руб., в том числе направление субсидий на финансирование объекта капитального строительства «Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной», проектом строительства которого предусмотрены элементы, не относящиеся к определению гидротехнического сооружения (инженерные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения), а также на реконструкцию портового сооружения, владельцем которого является ЗАО «Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота».

В ходе проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности установлены нарушения правил ведения бухгалтерского учета на общую сумму более 1 млрд руб.

Проверкой также установлено неэффективное использование проектной документации, а также Правил использования водохранилищ и Правил использования водных ресурсов водохранилищ, разработанных за счет средств федерального бюджета, на общую сумму 125 млн руб. «Документация не используется, а мероприятия, для которых она разрабатывались, не реализуются, что ведет к рискам потери ее актуальности. Указанные правила в установленные сроки и на момент окончания контрольного мероприятия не утверждены», — констатировал в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Кроме того, регионами не используется проектно-сметная документация по 19-ти мероприятиям по защите от негативного воздействия вод, разработанная ими в рамках исполнения Указа Президента, после крупномасштабного наводнения на Дальнем Востоке в 2013 г., стоимостью 364 млн руб.

Проверка показала, что разработанные проекты не включены в региональные программы и не реализуются на паводкоопасных территориях, что создает риски утраты их актуальности. При этом надлежащего контроля за этой ситуацией со стороны Росводресурсов нет.

Нарушения, выявленные на объектах проверки

Амурское бассейновое водное управление Росводресурсов

В 2014-2017 гг. Управлению были предоставлены бюджетные ассигнования в объеме 1,2 млрд руб.

Проверка показала, что в 2016 г. по трем контрактам, заключенным Управлением с ООО «Компания Дальстройпрогресс» в рамках реализации мероприятий ФАИП средства в сумме 13 млн руб. были направлены на цели (оплату проектно-изыскательских работ и элементов объекта строительства, не относящихся к гидротехническому сооружению), не соответствующие условиям их предоставления (строительство ГТС на реке Амур в Амурской области у сел Орловка, Красная Орловка и Чесноково,Гранитная).

По одному из трех контрактов (на строительство объекта «Стабилизация левого берега р. Амур у с. Орловка Амурской области (870,0-872,0 км судового хода)») Управлением допущено завышение начальной максимальной цены контракта на 1,7 млн руб., что привело к дополнительному расходу средств федерального бюджета, а также оплата фактически невыполненных подрядчиком строительных работ на сумму 5,5 млн руб.

Кроме того, по этому же контракту Управлением принят объект, не соответствующий проектной документации (не соответствие высотных отметок верха упорной призмы на 2,3 метра, уменьшению ширины откоса берегоукрепления), что является нарушением условий госконтракта. При этом проектная документация Амурским БВУ вновь не утверждалась, что противоречит Градостроительному кодексу. Необходимое, в таких случаях заключение Ростехнадзора и утвержденная декларация безопасности отсутствуют. Объект в запланированные сроки в эксплуатацию так и не введен.

В 2017 г. Управление оплачено ООО «Компания Дальстройпрогресс» по контракту на строительство инженерной защиты берега у сел Красная Орловка и Чесноково 130 млн руб. при отсутствии у организации свидетельства о допуске саморегулируемой организации (СРО).

Кроме того, Управлением финансировались работы по строительству сооружения на реке Гранитной в границах государственного природного заказника «Полтавский» на территории Приморского края на сумму 54 млн руб. без положительного заключения государственной экологической экспертизы, что противоречит Федеральному закону «Об экологической экспертизе».

Требования о наличии лицензии на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну при работе подрядных организаций на объектах, расположенных в пограничной зоне Российской Федерации, не устанавливались. По данному факту Счетная палата направит обращение в ФСБ России.

Кроме того, до настоящего времени Управлением не утверждены правила использования 9 водохранилищ (в том числе крупнейшие на Дальнем Востоке водохранилище Зейское в Амурской области и Колымское в Магаданской области), на разработку которых (в 2011-2014 гг.) были использованы средства федерального бюджета в объёме 75 млн руб., не обеспечено внесение в Государственный водный реестр 10 гидротехнических  сооружений.

Не реализуются Управлением и три проекта на дноуглубительные работы на реках Амур и Зея,стоимостью 16 млн руб., разработанные в 2015 г.

Проверка также показала, что в проверяемый период Управлением по всем заключенным контрактам, требования о выплате неустойки (штрафа) на сумму 2,2 млн руб. к подрядным организациям, нарушившим условия их выполнения, не предъявлялись

Кроме того, Амурским БВУ недостаточно эффективно осуществлялись полномочия по распоряжению водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, в результате чего, в зоне его деятельности в проверяемом периоде 19,7% (173) хозяйствующих субъектов осуществляли нелегитимное водопользование, что привело к ежегодному непоступлению в федеральный бюджет более 1,5 млн руб. платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Хабаровский край

Хабаровскому краю на строительство 3-х объектов водохозяйственного комплекса в 2014-2017 гг. было предоставлено 2,6 млрд руб. На момент проверки использовано 2,2 млрд руб. или 82% предоставленных средств.

В ходе проверки были выявлены нарушения при строительстве объекта «Защита от затопления города Хабаровска».

Так, в нарушение условий предоставления субсидии Правительством Хабаровского края не был обеспечен уровень финансирования строительства объекта в 2014 г. на сумму 388 млн руб., в 2015 г. – на 34 млн руб.

КГКУ «Служба заказчика Минстроя Хабаровского края» заключило контракт с ООО «Тутта» на строительство объекта на сумму 2,9 млрд руб. с превышением объема финансирования, установленного краевой адресной инвестиционной программой, в 32 раза (91 млн руб.).

При заключении и исполнении контракта были допущены финансовые нарушения на сумму более 1,3 млрд. руб., в том числе:

 — увеличение стоимости объекта на 394 млн руб. без согласования с Росводресурсами и при отсутствии заключения Главгосэкспертизы на корректировку проекта;

— оплата работ, не предусмотренных проектной документацией, на сумму 60 млн руб.;

— отсутствие корректировки стоимости контракта при сокращении объема используемых материалов на сумму более 117 млн руб.;

— необоснованное увеличение начальной максимальной цены контракта на 18 млн руб.

Проверка также показала, что строительство объекта ведется без основного элемента сооружения – батопорта. При этом предусмотренные контрактом штрафные санкции к исполнителю заказчиком не предъявлялись.

В условиях отсутствия надлежащего контроля со стороны заказчика, с марта 2017 г. строительство объекта осуществляется подрядной организацией, не имеющей свидетельства о допуске саморегулируемой организации (СРО). Правоустанавливающие документы на земельные участки (площадью 16,4 тыс. кв. м), необходимые для строительства объекта, у заказчика отсутствуют.

Проверка также выявила отдельные нарушения, допущенные заказчиками при выполнении водохозяйственных мероприятий на территории Хабаровского края.

Так, заказчиком (КГКУ «Служба заказчика Минстроя Хабаровского края) по двум дамбам в поселке имени Полины Осипенко и селе Бичевая были приняты и оплачены невыполненные работы на сумму 1,6 млн руб., что привело к сокращению протяженности этих дамб на 62 метра. В результате с декабря 2014 г. муниципалитеты отказываются принимать их на собственный баланс.

Созданная в 2014-2015 гг. за счет бюджетных средств проектная документация по 4-м защитным мероприятиям (расчистки, дноуглубление рек, капремонты ГТС) стоимостью 8 млн руб. Минприроды Хабаровского края не используется, что создает риски потери ее актуальности.

Нарушены правила ведения бухгалтерского учета на сумму 440 млн руб., включая постановку на бухгалтерский учет не зарегистрированных в реестре недвижимого имущества ГТС, что привело к переплате налога на имущество краевым учреждением «Хабаровскуправтодор» на сумму более 25 млн руб.

Кроме того, по 8-ми вновь построенным в Хабаровском крае объектам инженерной защиты отсутствовали декларации безопасности и разрешения на их эксплуатацию, а по семи из них не обеспечено страхование владельцами гидротехнических сооружений как опасных объектов.

Магаданская область

В 2014-2017 гг. Магаданской области были предоставлены субсидии на строительство трех объектов водохозяйственного комплекса в размере 540 млн руб. и капитальный ремонт шести объектов на сумму 190 млн руб.

Как показала проверка, в связи с поздним заключением контрактов субсидии в размере 125 млн руб. Правительством Магаданской области не использованы и возвращены в Росводресурсы. Указанный факт ведет к переносу срока ввода объектов в эксплуатацию с учетом сезонности работ на водных объектах.

В ходе проверки были установлены нарушения заказчиками правил ведения бухгалтерского учета, а также расчетов при выполнении работ по строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений на сумму 320 млн руб.

При строительстве объектов: «Берегоукрепление и устройство дамбы обвалования в городе Сусуман на реке Берелех, Магаданская область», «Водоограждающие дамбы на реке Сеймчан в районе поселка Сеймчан, на реке Ола в районе пос. Гадля-Заречный – Ола», «Капитальный ремонт дамбы на реке Ола в селе Клепка и плотины водохранилища № 2 на реке Каменушка в городе Магадане» и др. — заказчиками, в том числе муниципальными, оплачены невыполненные работы на общую сумму 46 млн руб.

Выявлены признаки нецелевого использования средств на сумму 37 млн руб., в том числе оплата реконструкции объекта на сумму 29 млн руб. за счет субсидий на капитальный ремонт.

Заказчиками по 8 контрактам приняты и оплачены работы по перевозке строительных материалов в объеме 290 тыс. тонн на сумму 46 млн руб. при отсутствии необходимой документации (товарная накладная, путевой лист).

Коллегия приняла решение направить представления в Правительство Хабаровского края, Правительство Магаданской области, Амурское бассейновое водное управление Росводресурсов, обращения – в ФСБ и Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, информационные письма – в Правительство Российской Федерации, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, уведомления о применении бюджетных мер принуждения в Министерство финансов Российской Федерации. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

В 2014-2016 гг. на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами регионам Дальневосточного федерального округа было направлено порядка 5 млрд руб.  Из всего объема выделенных средств порядка 86% ежегодно направляется на капитальное строительство гидротехнических сооружений (ГТС), около 6% – на капитальный ремонт ГТС, более 8% – на мероприятия, реализуемые в рамках переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (расчистка русел рек, установление границ водоохранных зон и другие мероприятия).

Добавить комментарий