Экономика знаний: на ВЭФ обсудили, как креативные индустрии способствуют экономическому развитию

2 сентября на острове Русский во Владивостоке проходят первые мероприятия Восточного экономического форума. На одной из панельных сессий ВЭФ «Креативные индустрии для экономического прорыва: опыт регионов» сегодня обсудили развитие творческого кластера в нашей стране и его вклад в развитие креативной экономики, программы поддержки представителей сферы, продвижение локальных продуктов на всероссийский и международный рынки.

Модератором панельной дискуссии выступил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. Спикерами встречи стали: заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, первый заместитель губернатора Ханты—Мансийского Автономного округа Югра Алексей Охлопков, генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Игорь Носов, генеральный директор Государственной Третьяковской Галереи Зельфира Трегулова, директор Фонда «Энсо» Юлия Климко и заведующая кафедрой территориального развития имени Глазычева РАНХиГС Елена Зеленцова.

Дискуссия началась с вопроса о том, как стимулировать продвижение локальных продуктов на российских и международных рынках, и есть ли шанс на экспансию продукции российских креативных индустрий, например, на азиатский рынок.

«Отрасль народно-художественных промыслов — часть креативной индустрии, большая доля которой — ручной труд, в котором есть уникальное видение художника. Промыслы привязаны к конкретной территории: когда мы их видим, у нас возникают ассоциации именно с ней. Невозможно развивать промыслы локально, без оглядки на экономику», — рассказала заместитель министра промышленности и торговли России Гульназ Кадырова. По ее словам, министерство провело анализ, по итогам которого определено, что в России более 1000 локальных территорий, где концентрация народно-художественного промысла достаточно высока, из них около 300 — с не очень благоприятной городской средой. 97% представителей креативной индустрии — это частные мастера и самозанятые, художники, которые работают на дому и изготавливают уникальные высокохудожественные изделия. «Важно, чтобы такая продукция продавалась и выходила на рынок. Сейчас разрабатывается закон «О народно-художественных промыслах», с помощью которого мы хотим придать этим территориям отдельный статус, что поможет сформировать новые системы поддержки», — отметила Гульназ Кадырова.

Далеко не все участники креативных индустрий ассоциируют себя с этим сектором. Те, на кого рассчитаны создаваемые меры поддержки, пока что не всегда осознают, что они могут на нее претендовать. В ряде регионов креативные индустрии уже активно развиваются, и на это обращено внимание местных властей. Ярким примером является Республика Саха (Якутия) и киноиндустрия, ставшая уже брендом региона, за результатами ее развития наблюдает весь мир — якутское кино завоевывает гран-при международных фестивалей.

«В 2013 году на мероприятии в Сочи я рассказывал, что у кино Якутии большое будущее. Я видел реакцию аудитории, тогда многие смеялись. Сейчас все воспринимают это серьёзно, ем более, что в 2018 году мы взяли Гран-при Московского Международного фестиваля с фильмом «Царь-птица», и уже тогда поставили себе задачу побеждать на фестивалях с мировым именем. Из последнего — фильм Владимира Мункуева «Нуучча» завоевал Гран-при на кинофестивале в Карловых Варах», — рассказал глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. По его словам, в регионе одними из первых в России, в 2019 году, провели измерение креативных индустрий, используя зарубежный опыт. Сейчас у «Агентства стратегических инициатив» есть методичка для проведения подобного анализа, которую может использовать любой субъект. «Мы первыми в стране создали такой документ для региона — концепцию развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. По методике АСИ в Республике в креативные индустрии вовлечено более 41,5 тысячи человек, это 8,2% от общей занятости. К 2035 году, по нашим расчётам, в сфере должно участвовать более 90 тысяч человек, вклад в креативную экономику региона составит примерно 4,4%», — отметил Айсен Николаев.

В регионе хорошо развивается сфера IT, производство цифрового контента, игр, киноиндустрия, fashion-дизайн, ювелирный дизайн. Универсальными методами поддержки индустрий не обойтись, считает глава Якутии, «между некоторыми категориями креативных индустрий — пропасть, каждому региону стоит выбирать свое направление и развивать меры его поддержки».

Некоторые территории Дальнего Востока уже нашли свою нишу в креативных индустриях, кто-то берет пример с успешных регионов, кто-то ищет свое. О том, какие есть перспективы развития креативных кластеров в субъектах макрорегиона, рассказал генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Игорь Носов.

По его словам, число представителей бизнеса — корпораций, компаний и индивидуальных предпринимателей, вовлеченных в креативные индустрии, растет по всей стране, не только на Дальнем Востоке. «Очень хорошо, к примеру, развивается киноиндустрия Якутии, но помимо вдохновляющей природы, дешевизны производства фильмов и поддержки власти, есть еще один важный фактор. Нельзя забывать о том, что развивать и поддерживать нужно разные направления, самый интересный творческий результат «рождается» на стыке сфер. Главные игроки прорывных свершений — это представители смешанных культур, даже музыка, джаз, например, появился на стыке разных направлений музыки», — поделился мнением Игорь Носов.

Таким образом, регионы, развивающие разные направления творческих индустрий, будут выигрывать. «Дальний Восток – уникальное место, где сочетание местного этнического компонента дает свой вклад в создание нового продукта. Место синтеза. Мы находимся близко к крупнейшему рынку креативных индустрий — АТР еще 5 лет назад обогнал Китай и восточные страны по проценту рынка. Сейчас мы можем повысить процент вклада креативных индустрий в экономику, создавая комфортные условия – это налоговые льготы, работа по развитию персонала и привлечению инвесторов», — рассказал генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока». Он также назвал примеры крупных проектов сферы — кластер «Квартал Труда», технопарк «Хабаровск», отметил успешный опыт проекта «Мечталет» — мультфильма, который сейчас представлен на 50 видеоплатформах в Китае.

Могут ли креативные индустрии помочь удерживать отток молодежи из регионов? Это один из вопросов, который сейчас становится все более актуальным. Участники встречи отметили, что несколько лет назад запрос молодежи был, в первую очередь, на трудоустройство, благоустройство и развитие городской среды, сейчас внимание обращено на поддержку и возможности для саморазвития и роста. Нужны площадки, где люди смогут объединяться, общаться и перенимать опыт, создавать проекты. Пандемия показала новые возможности работы в дистанционном формате: теперь можно из своего региона представлять творческий продукт на мировых рынках, презентовать на крупных международных событиях. Создание условий для развития, диалог с жителями, поощрение талантов, воспитание патриотов страны и региона отмечаются как ключевые факторы, влияющие на то, чтобы молодые таланты оставались в регионах.

«Хорошо, что сегодня вопрос развития креативных индустрий рассматривается именно через опыт регионов. Ни один регион не хочет быть просто «фабрикой», все себя воспринимают как уникальную передовую локацию в той или иной отрасли. Наша страна сегодня дает миру гораздо больше талантов, чем другие страны нам. Так же с регионами, многие таланты уезжают в большие города. Сейчас все столкнулись с этим вызовом и пытаются удержать талантливых людей», — рассказал об опыте региона первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского Автономного округа Югра Алексей Охлопков.ХМАО, по словам спикера, был первым регионом России, который создал свой региональный закон, выделив в нем креативные индустрии как отдельную отрасль экономики. Сейчас в регионе создан центр развития креативных индустрий, власти помогает продвигать локальные продукты, проводят образовательные программы, все это направлено на рост числа креативных предпринимателей, «мы видим это одним из условий конкурентоспособности экономики региона в современном мире». Кроме того, он отметил, что в последние 20 лет в Югре большое внимание уделяется сохранению уникального народного промысла: «Мы делаем многое, чтобы сберечь этот тонкий культурный слой. Новые идеи на пустом месте возникнуть не могут, им нужен стимул. Народный промысел – источник вдохновения для развития креативных индустрий».

«Таким образом, креативные индустрии дают реальную возможность молодежи реализовывать себя и остаться в регионе, где человек родился и вырос. Для выхода на российский и даже международный рынок, получения признания и лидерства в отрасли теперь не обязательно переезжать в мегаполисы», — подытожил Роман Карманов.

Большое значение в развитии культурного ландшафта регионов дает открытие крупных музеев, театров, в том числе представительств, когда центральный офис может, опираясь на свой опыт, в короткие сроки создать качественно новый институт поддержки творчества. Один из примеров — опыт появления филиалов Третьяковской галереи в регионах, в том числе во Владивостоке. Однако, современный музей не может существовать просто как площадка, где выставляют картины, он должен развивать культуру региона и оставлять свой след в развитии креативных индустрий. 

«Мы прекрасно пониманием, что Приморский край — это место силы и невероятного потенциала, чего тут не хватало, так это масштабного современного музея. Музей XXI века невозможно «втиснуть» в параметры старых зданий, за последние годы в Москве мы многое сделали, чтобы Третьяковскую галерею переформатировать из музея в многофункциональный культурный и духовный центр. Мы считаем, что успех кроется в сотрудничестве с разными типами креативных индустрий, сейчас мы активно работаем с разными кластерами, с нами архитекторы, художники книги, специалисты по продвижению проектов, мы делаем театральные и концертные программы, ведем диалоги с ведущими экспертами. Ввели такую форму продвижения как небольшие ролики о выставках, сейчас это качественные креативные продукты, которые даже выигрывали на «Каннских львах». Пространство музея – концентрация интеллектуального и духовного диалога, в котором участвуют наши посетители», — рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской Галереи Зельфира Трегулова.

Опыт работы во Владивостоке Государственная Третьяковская Галерея хочет использовать в других ее филиалах, которые открываются в стране. Кроме того, ведется работа по воспитанию кадров для таких музеев. Уже сейчас совместно с вузами Калининграда и Владивостока созданы образовательные программы для подготовки современных музейных сотрудников.

Разговор о креативной индустрии — тема обсуждения последних нескольких лет. «Искусство оживает тогда, когда о нем говорят. Чем больше внимания будет уделяться этому вопросу, тем скорее начнется массовое вовлечение в проекты людей, относящихся к индустрии. В регионах не всегда культура воспринимается как современный инструмент для развития экономики и социальной сферы, нам пора признать, что культура — важный фактор для стимулирования экономических процессов», — отметила директор Фонда «Энсо» Юлия Климко. В качестве успешного примера мероприятия с мировым именем, помогающего развивать экономику города и страны, спикер привела Венецианское биеннале –  профессиональное мероприятие, которое вовлекает весь город, привлекает туристов, задействует множество сфер, ресторанный бизнес, производство сувениров и другие.

Говоря о развитии креативных индустрий, нельзя не сказать о важности подготовки кадров. Об этом рассказала заведующая кафедрой территориального развития имени Глазычева РАНХиГС Елена Зеленцова: «Сейчас в России есть курсы по креативным индустриям, это инструмент, который помогает изменить подход к единому региональному управлению. Эта сессия показывает, что креативные индустрии стали критерием успешности регионов, они ищут подходы и возможности, как присоединяться к индустриям, которые объединяют экономику, культуру и социальную политику, раньше они были закреплены за разными ведомствами, теперь — объединяются». По мнению спикера, в работе с креативными индустриями важно многое — городская среда, проведение исследований по изучению рынка, доступность к творческой среде и работа с кадрами. «Для регионов важно осознать, что креативные индустрии – это не конвейер, это поток, который быстро меняется, оказывает влияние на экономику, на многие сферы жизни», — отметила Елена Зеленцова.

Итоги сессии подвел модератор, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов: «Сегодняшняя беседа показала, что на главах регионов лежит большая ответственность за развитие креативных индустрий и создание условий для раскрытия потенциала жителей. Развитие творческих индустрий влияет на решение молодежи: остаться в регионе или переехать. Креативная индустрия неразделима с экономикой, развитие творческого потенциала жителей и создание комфортной среды напрямую связаны с развитием региона в целом».

Восточный экономический форум (ВЭФ) проходит 2—4 сентября на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета во Владивостоке. Мероприятие проходит в смешанном формате, часть гостей участвуют в нем онлайн, всего на площадке форума ожидается около 4 тысяч участников. Деловая программа форума разделена на шесть треков, главная тема форума в этом году – новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире. 

Добавить комментарий