Александр Гусев: «Мы заинтересованы в специалистах любого уровня»

Кадровая политика компании «Селигдар» нацелена как на привлечение сотрудников из-за пределов Якутии, так и на закрепление на производстве местных специалистов. Об этом в интервью «АР» рассказал заместитель генерального директора ПАО «Селигдар» по персоналу и АХЧ Александр Гусев. Какие коррективы внесла в работу компании пандемия, что происходит в социальной сфере и планирует ли «Селигдар» отмечать 45-летие – в нашей сегодняшней беседе с одним из топ-менеджеров предприятия.

— Александр Сергеевич, сейчас старшеклассники сдают выпускные экзамены, определяются с будущей профессией. Каких специалистов особенно не хватает на производстве, в частности в вашей компании, кого вы, что называется, с руками оторвете?

— Такие профессии есть, они востребованы сегодня и будут так же нужны через несколько лет. Это в первую очередь электрогазосварщики, машинисты экскаватора, слесари, машинист бульдозера, машинист конвейера, электрослесари, электрослесари КИП, то есть те производственные профессии, которые необходимы на любом горно-металлургическом предприятии.

— Это все так называемые рабочие специальности. А если говорить о специалистах с высшим образованием?

— Мы заинтересованы в специалистах любого уровня: будь то рабочий, мастер или руководитель высшего звена. Высшее образование для нас актуально по нескольким причинам: компания развивается, и на уровне развития очень важны грамотные квалифицированные инженерно-технические работники. Всех, кто оканчивает вузы по необходимым нам специальностям, в «Селигдаре» готовы принять на работу. Сейчас многих специалистов мы берем из-за пределов Якутии. Но если бы здесь росли местные кадры, мы бы это только приветствовали. На самом деле, абсолютно не лукавлю, для любого работодателя важно, чтобы предприятие, работник и его дом были рядом. Это намного эффективнее во всех отношениях, нежели везти рабочую силу издалека.

Отмечу, что, несмотря на существующие сегодня проблемы, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции, у нас не останавливался прием на работу. Мы ведем активную работу по привлечению высококвалифицированных рабочих, тех, которые имеют определенный опыт работы, имеют удостоверения по профессии, и тех, у кого положительные характеристики с предыдущего места работы. Одним из источников комплектования является программа «Местные кадры — в промышленность». В прошлом году из этой категории у нас закрепилось 60 % работников, в этом году уже 80 %. Мы расширяем работу по привлечению, увеличили квоту по нашей инициативе относительно установленной республикой. В прошлом году мы этот план выполнили, в этом году, я думаю, тоже выполним.

— А как предприятие способствует адаптации и закреплению таких сотрудников?

— Нам очень важно, чтобы люди, которые к нам пришли, как сами развивались, так и развивали предприятие. Молодежь на сегодняшний день очень способная, это относится и к выпускникам нашего политехнического колледжа, и многих других учебных заведений, которые есть в нашем регионе. Если же говорить об опыте, то мы привлекаем работников из других субъектов Российской Федерации. Вот эта сплоченность между молодостью и опытом дает нам определенный положительный результат.

Сегодня заработная плата в «Селигдаре» очень конкурентна на рынке труда, и это является важным основанием для людей, почему именно в нашу компанию они пришли работать. Но помимо собственно размера оплаты труда, у нас существуют социальные программы, это и недорогое питание, бесплатное жилье. Высококвалифицированным специалистам, которых мы привлекаем из других регионов, проживающим в городе, мы полностью оплачиваем жилье. Месяц назад у нас стартовала программа добровольного медицинского страхования. Мы проводим много культурных и спортивных мероприятий, которые тоже дают работникам стимул продолжать свою трудовую деятельность на нашем предприятии.

Мы награждаем лучших сотрудников, как к юбилеям, так и к праздникам, сотрудники получают подарки, денежные премии.

У нас много программ поддержки работающих на предприятии, связанных с рождением детей, вступлением в брак, в связи с какими-либо форсмажорными семейными обстоятельствами.

— Становится реальной перспектива строительства и начала работы ГОКа на месторождении «Хвойное». Насколько этот объект увеличит рынок труда, какие специалисты там будут нужны и есть ли уже определенность с тем, где взять рабочую силу?

— Строительство объектов на месторождении должно начаться весной будущего года. На участке будет построена золотоизвлекательная фабрика, такая же, как на месторождении «Рябиновое». На ее обслуживании будут заняты 110-120 человек. На фабрике также будут нужны гидрометаллурги, дробильщики, электромонтеры, киповцы, слесари и т. д., то есть те же специалисты, что и на существующей сегодня ЗИФ на Рябиновом.

И, возвращаясь к вопросу о выборе профессии нынешними выпускниками,  отмечу, что им стоит обратить на это внимание. Учась в ссузах и вузах, они могут проходить у нас практику. Тех студентов, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, мы берем на работу. Так что у ребят как раз есть три года, чтобы выучиться и прийти к нам работать. В качестве еще одного довода «за» стоит сказать, что фабрика – это современный объект, и культура производства и автоматизация  на этом участке очень высокого уровня.

— Некоторое время назад в «Селигдаре» начался переход от традиционного для компании сезонного метода работы к вахтовому. Чем это было обусловлено и насколько такая форма себя оправдывает?

— Мир меняется, меняется рынок трудовых ресурсов. Если лет 10-15 назад на многих горнодобывающих предприятиях, расположенных на Крайнем Севере, было принято работать сезонно, то в настоящее время люди уже не готовы к такой форме труда. А поскольку перед компанией стоит задача привлекать новых сотрудников и в связи с тем, что мы расширяем наше производство, мы вынуждены были перейти на вахтовый метод работы. Это позволило нам как привлечь более высококвалифицированных специалистов, так и снизить текучесть кадров. В 2020-м этот показатель у нас ниже прошлогоднего. И, соответственно, если смотреть на результат работы наших компаний, объем продажи золота из года в год наращивается, что необходимо как предприятию, так и республике, так как мы являемся крупными налогоплательщиками в казну региона. Переход на вахтовый метод дал положительный результат, и соответственно, мы стремимся к тому, чтобы максимально перейти именно на такую форму организации труда.  

— А теперь, когда мы имеем дело с короновирусной инфекцией и связанными с ней ограничительными мероприятиями, не пожалели ли вы о том времени, когда можно было завезти людей практически на год и не «заморачиваться» с перевахтовками и т. п.?

— Наоборот, именно благодаря такой организации у нас был определенный резерв. Не секрет, что происходило у нас некоторое время назад на Нижнеякокитском. Если бы не было запаса, кадрового потенциала, который находился на межвахтовом отдыхе, мы могли бы даже остановить участок. Но мы вышли из этой ситуации, имея кадровый резерв, привлекли на работу кого-то раньше срока, кого-то оставили на более длительный срок здесь, тем самым не позволили остановиться производству и вышли, думаю, очень достойно из этой непростой ситуации.

— Ограничительные меры в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, как прогнозируют санитарные врачи, могут продлиться до февраля будущего года. Какие коррективы в работу компании внесла пандемия и как будет строиться работа на участках на время действия особого режима?

— Пандемия скорректировала очень многие наши планы. В первую очередь, на сегодняшний день в соответствии с Указом Главы республики от 1 июля № 1293, а также всеми предыдущими нормативными актами, мы организовываем обсервацию всех сотрудников, которые заезжают у нас для работы сезонным и вахтовым методом. Допуск работников происходит после получения отрицательных результатов на COVID и осмотра нашими медицинскими специалистами. Мы увеличиваем и периоды вахты, от этого никуда не деться, мы обязаны это делать, чтобы сохранить здоровье нашего коллектива, работоспособность предприятия в целом.

— Удается ли сегодня, в условиях непростой эпидобстановки, укомплектовать коллектив необходимыми специалистами и рабочими кадрами?

— Небольшой застой в комплектовании конечно, наблюдался, но дефицит был связан не с тем, что мы не могли принять людей. Он имел место в первую очередь из-за того, что кто-то выбывал на время по болезни. В связи с необходимой обсервацией также оголяются некоторые рабочие места. Но сейчас в этом плане работа уже перестраивается, и, надеюсь, с планами на июль должны справиться.

— Какие уроки вынесла для себя компания в связи с ситуацией, сложившейся в мае-июне на участке «Нижнеякокитский»?

— На сегодняшний день мы оборудовали общежития на участках УФ-лампами, санитайзерами, на производстве действует масочный режим, идет постоянная дезинфекция. Подрядчики, занимающиеся клининговыми услугами, вывели работу по уборке и дезинфекции на совершенно другой уровень, для того чтобы все рабочие места, как в офисе, так и на участках, были безопасны.

Мы усилили дисциплину, наш пропускной объектовый режим поставлен на другой уровень, очень строго подходим к заезду и выезду наших работников с территории участков. У нас также есть обязанность контролировать подрядчиков, в том числе это касается прохождения обсервации, наличия у их работников отрицательных результатов анализов на COVID.

Медицинские специалисты предприятия дополнительно проходят обучение, чтобы оказывать более профессиональную помощь в случае всевозможных непредвиденных ситуаций.

 — Организация детского отдыха за пределами республики – одно из важных направлений социальной политики компании. Пришлось ли в этом году полностью отказаться от этого мероприятия? Будет ли организована на базе «Селигдара» производственная практика для студентов и летний трудовой отряд?

— К сожалению, из-за сложной эпидемиологической ситуации мы не можем отправить детей наших работников на отдых, хотя для этого мероприятия был запланирован бюджет, мы сделали предоплату компании, которая организует у нас выезд детей. Надеюсь, в следующем году все вернется на круги своя. Мы в любом случае будем планировать эти поездки. Многие из детей наших сотрудников ездили отдыхать не по одному разу, всем им очень нравится. Компания со своей стороны организует сопровождение детских групп, прикрепляем к ним своих сотрудников наряду с представителями той организации, которая их принимает, также ребятишек всегда сопровождает врач.

Прием студентов на практику мы пока отложили, не будет в этом году у нас и трудотряда. Мы стараемся сохранить здоровье как нашим работникам, так и детям.

— Заезжая на территорию базы компании, увидели, что здесь возводится новое административное здание, в связи с чем принято такое решение и планирует ли «Селигдар» строительство и реконструкцию еще каких-либо социально-бытовых объектов?

— Действительно, есть ряд проектов, который мы сейчас реализуем. Расширяется наш административный корпус. Дело в том, что многие здания на территории базы уже отслужили свой век. Нам важны жизнь и здоровье наших сотрудников, и мы хотим, чтобы люди работали в более комфортных условиях. Кроме того, мы расширяем производство, а для этого требуются трудовые ресурсы. Исходя из этих трех причин, в прошлом году было принято решение о строительстве и расширении офисных помещений.

Реконструируется столовая на Рябиновом, в стадии подписания проект, по которому в этом году мы начинаем строить два общежития на Нижнеякокитском, будем строить столовую на Самолазовском. Мы не жалеем средств для того, чтобы межсменный отдых сотрудников был как можно более комфортным. Нам важно, чтобы люди качественно отдыхали, а затем, соответственно, эффективно трудились.

— В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой на территории России «Селигдар» еще в марте объявил об отмене празднования юбилея компании. Однако, как говорится, дорога ложка к обеду. Пышных торжеств не будет. Тем не менее, предполагаются ли какие-либо другие варианты поздравления коллектива с круглой датой?

— Все культурные, спортивные и массовые мероприятия, как известно, сейчас запрещены. Мы в этом году очень хотели провести 45-летие «Селигдара», очень серьезно прорабатывали программу. Пандемия все эти планы перечеркнула. Эту программу мы переносим на следующий год и, надеюсь, выполним ее как задумали. И звезд планируем приглашать, и всевозможных творческих задумок много было в связи с юбилеем, но пока оставлю их в тайне. Что касается этого года, у нас в любом случае есть лучшие работники, будут награды тем, кто проявили себя в труде. Не хотелось бы ограничиваться поздравлением людей на участках. Как только появится возможность проведения массовых мероприятий, мы их поздравим, пусть с опозданием, но это случится. Потому что дороже, чем золото, — человек. Именно трудом человека создано все материальные блага на этой земле.

О том, какие социальные гарантии предоставляет компания «Селигдар» своим сотрудникам, подробно рассказала руководитель отдела по социальной работе Лариса Шароварина:

— Положение о социальных гарантиях в компании действует с января 2018 года. Предусмотрены 11 видов выплат в качестве материальной поддержки работников. Так, в случае смерти близких родственников сотрудника ему выплачивается 50 тысяч рублей, в случае смерти самого работника, семья получает выплату в размере 300 тысяч.

Большой раздел касается поддержки семей. Так, при рождении ребенка семье сотрудника выплачивается сумма в размере 5 МРОТ. Работникам, имеющим троих детей, ежегодно выплачивается три МРОТ, эта сумма увеличивается в зависимости от количества ребятишек в семье по 1 МРОТ на каждого.

Также поддержку в размере 5 МРОТ ежегодно единовременно получают семьи, где есть ребенок-инвалид. Родители первоклассников могут рассчитывать на единовременную выплату в размере 20 тысяч рублей для того, чтобы собрать ребенка в школу.

При этом не имеет значения, сколько сотрудник отработал в компании, получить соцподдержку он может уже в первые месяцы после трудоустройства на предприятие.

Отдельно есть гарантии для работников – в прошлом участников боевых действий. Раз в год ни получают 30 000 руб. Эта выплата у нас также весьма востребована, таких сотрудников у нас свыше 60-и.

При особых обстоятельствах: при пожарах, наводнениях и т. п. — наши работники могут рассчитывать на помощь компании в размере до 100 тыс. рублей по решению генерального директора. 7 июля огнем был уничтожен дом на ул. Ханийской в Алдане, где была квартира одного из наших работников, и уже подписан приказ о выплате ему материальной помощи на максимально возможную сумму по этой статье в 100 тысяч рублей. Такие социальные гарантии можно увидеть далеко не на всех предприятиях.

В случае болезни работника и близких родственников (к ним относятся и члены семьи) компания также возмещает расходы на обследование и дорогостоящее лечение на сумму до 100 тысяч рублей. Это тоже весьма востребованная мера поддержки. Оплата происходит по факту расходов. Возмещаем сотрудникам и затраты на приобретение медикаментов и лекарств на последующий период.

В этом году вступила в действие программа дополнительного медицинского страхования. Получив страховой полис ДМС, работник может обратиться за медпомощью в медучреждения Алдана, Нерюнгри, Якутска, Новосибирска и других городов России получить помощь по установленным категориям: это может быть УЗИ, МРТ, стоматологические услуги и т. д. из расчета определенной суммы.

За первое полугодие 2020 года компания затратила на различные виды материальной помощи сотрудникам 6 млн 248 тысяч рублей. Различные выплаты  получили 145 работников. Плановая же цифра на год на реализацию мер соцподдежки составляет 16 млн 719 тысяч.

Подготовила И. Александрова, «Алданский рабочий».

Фото пресс-службы ПАО «Селигдар».

Добавить комментарий